Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) и запрещающие родительские послания

Жарова Т.И., действительный член ППЛ, практический психолог, сертифицированный преподаватель ЭОТ, адм. директор психологического центра эмоционально-образной терапии Линде Н.Д., г. Москва.

 

Аннотация. В статье рассказывается о влиянии родительских посланий на возникновение психологических проблем у взрослых людей. Особое внимание уделяется запрещающим посланиям деструктивного характера. Кроме того автор рассказывает о принципах работы с запретами методами эмоционально-образной терапии (ЭОТ), подкрепляя их конкретными примерами психотерапевтической работы с некоторыми запретами методом ЭОТ.

 

Ключевые слова: эмоционально-образная терапия (ЭОТ), родительские послания, запреты, методы работы ЭОТ, Внутренний Ребенок.

 

 

Abstract.

The article tells us about the influence of parental messages on the occurrence of psychological problems in adults. Special attention is paid to destructive prohibiting messages. In addition, the author tells us about the principles of work with interdictions by means of the methods of Emotion-Image Therapy (EIT), supported by specific examples of psychotherapeutic work with some interdictions using EIT method.

 

Keywords: Emotion-Image Therapy (EIT), parental messages, prohibitions, methods of work by EIT, Inner Child.

 

Психологи считают, что в самом раннем возрасте, буквально с рождения, родители передают ребенку набор «посланий», на основе которых он делает определенные выводы о самом себе, других людях и мире в целом. Накопленный опыт обобщается в сжатом образе, который не осознается и действует как фильтр, через который пропускается информация. Решения, которые мы принимаем в ответ на эти послания, служат основной составляющей фундамента нашего жизненного сценария.

Весь этот комплекс из запретов, предписаний, директив и разрешений в сочетании с принятыми на их основе ранними решениями иногда называют собственно сценарием [1].

Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и Клодом Стайнером в середине 60-х годов. Далее теорию Э.Берна развивали разные авторы, среди которых Роберт и Мери Гулдинг и др. В своей книге «Психотерапия нового решения» они подробно рассматривают и анализируют родительские предписания, обращая особое внимание на те, которые оказывают негативное влияние на жизнь людей.

В этой статье мы постараемся рассмотреть тему запретов. Известно, что запрет содержит в себе указание что-то не делать. Запреты могут быть конструктивными, способствующими сохранению жизни и здоровья ребенка, а также регулирующие его поведение в обществе. Или могут быть деструктивными, вступающими в противоречие с естественными потребностями и желаниями ребенка. Такие запреты негативно влияют на развитие человека, могут вызывать суицидальные мысли,  формировать дезадаптивное поведение, приводят к несчастьям, негативным эмоциональным состояниям и т.д. Важно также отметить, что запреты относятся к Супер-Эго человека и формируют некоторые моральные принципы.

Роберт и Мери Гулдинг выделяют основной список запретов, имеющих негативное влияние на человека: «не живи» (не будь, не существуй), «не делай» (не действуй), «не будь близким» (не сближайся), «не будь значимым» (не высовывайся), «не добейся успеха» (не достигни этого), «не будь ребенком», «не взрослей» (не расти), «не будь собой», «не будь здоровым», «не связывайся» (не принадлежи, не участвуй), «не чувствуй», «не думай» [1].

Как правило, подобные запреты «закрепляются» в бессознательном ребенка, если он имел опыт воздействия на себя со стороны значимых взрослых в форме отвержения, обесценивания, запугивания и обвинений.

Эти запреты живут в человеке, хотя он уже взрослый. На их основе он продолжает принимать решения, тем самым искажая свою жизнь. Одной из задач психотерапии является работа с деструктивными запретами с тем, чтобы они перестали осуществлять свое негативные влияние на личность человека и на его жизнь [2].

Для этой цели в арсенале ЭОТ имеется множество практических методов работы, таких как «разрешение», «парадоксальное разрешение», «контрпредписание», «признание важности образа», «поддержка образа Внутреннего Ребенка», «энергетизация слабой части личности», «разрешение выразить чувства», «разрешение иметь свои желания и выражать их», «разрешение образу Внутреннего Родителя проявлять любовь и поддержку образу Внутреннего Ребенка», «разрешение образу Внутреннего Родителя принять своего Внутреннего Ребенка», «возвращение Родителю ответственности», «возвращение Родителю его ожиданий и требований», «возвращение зла, потока критики, унижений» и др. [3]. Клиент сам разрешает своему Внутреннему Ребенку не подчиняться неконструктивным запретам. При этом часто приходится работать с сопутствующими негативными эмоциями.

Эмоционально-образная терапия располагает специальными средствами для выявления и работы с этими эмоциями. Как один из вариантов для этой цели можно использовать провокации: «Вот вы нарушили этот запрет. Что вы при этом чувствуете?»

 

Приведу случай из практики, где описана психотерапевтическая работа с замужней женщиной 30 лет. Назовем ее К. Причины обращения за помощью к психологу: недовольство собой, апатия, раздражительность, обиды на родственников, частые головные боли, боли в спине. Всего на данный момент было проведено шесть консультаций.

В данной статье я опишу три наиболее интересных эпизода терапии с этой клиенткой, в каждом из которых проводилась работа с некоторыми из «токсичных» запретов.

 

 

Эпизод 1. «Хороший папа»

 

Клиентка очень эмоционально жаловалась на постоянную критику и оскорбления со стороны отца. Фактически все претензии отца сводились к одному: «Ты не такая!» Т.е. К. с детства испытывала влияние запрета «НЕ БУДЬ СОБОЙ» [1].

Я предложила представить на пустом стуле образ отца клиентки. Были применены методы «возвращения Родителю его ожиданий и требований», «отказ принимать его критику». Далее образу отца К. было дано разрешение принимать и любить свою дочь, как это положено любящему и заботливому родителю [3]. Тогда образ отца перестал критиковать, но выражать любовь и принятие не желал, и не мог, просто не имея представления, как это делать. Образ отца продолжал сидеть, но теперь уже молча.

То, что происходило с образом отца, указывает на то, что у К. полностью отсутствовал опыт принятия с его стороны. Тогда я предложила ей представить на другом стуле образ такого родителя, который способен выражать любовь своему ребенку. К. вспомнила, что у нее был очень любящий дедушка, который всегда к ней тепло относился. К. увидела большую фигуру мужчины с добрым взглядом. Он с готовностью нежно обнял ее. К. почувствовала, как от него исходит тепло и поддержка. Она заулыбалась, мышцы лица расслабились. К концу сеанса К. отметила, что у нее перестала болеть спина, которая до этого болела постоянно.

 

Комментарий.

В соответствии с теорией Вильгельма Райха о мышечных зажимах, этот случай подтвердил тот факт, что боли в средней части спины чаще всего связаны с отсутствием поддержки и опоры, которые девочка не получала от своего отца. Когда К. получила такую поддержку через образ «любящего родителя», то мышцы спины расслабились, и боль прошла [4].

 

Эпизод 2. «Гопник»

 

На одном из последующих сеансов К. попросила поработать с негативным состоянием, которое она не могла точно назвать. Состояние сопровождалось раздражением, недовольством собой и окружающими. Образ состояния – подросток-гопник.

 

Комментарий.

Образ подростка, как правило, символизирует мятежного Внутреннего Ребенка [3].

 

Гопник протестовал против того, что его никто не понимает. На вопрос: «Кто его не понимает?» - снова проявился образ отца. Вспомнились ситуации, когда он на просьбы дочери о поддержке говорил: «Ты что, не можешь за себя постоять!» А когда К. реально стала себя защищать, отец язвительно заметил: «Ну ты прямо как не девочка!»

 

Комментарий.

Снова прослеживается влияние запрета «НЕ БУДЬ СОБОЙ» [1]. Образ подростка мужского пола – это признак того, что К. не принимает свою женственность и одновременно выражает протест как способ защиты.

 

По отношению к образу гопника был использован метод выражения принятия, признания его права испытывать любые чувства. Далее подростка спросили, какую часть личности К. он защищает. Это оказалась молодая девушка с длинными волосами.

 

Комментарий.

Это подтверждает теорию о том, что девочка, не получившая поддержки и защиты от отца, не получившая признания ценности своей женственности, вынуждена развивать в себе мужские черты [3].

 

Подростку выразили благодарность за все его старания, что его усилия не были напрасны, так как он защищал женскую часть К., которая является огромной ценностью.

Образ подростка исчез, а клиентка с готовностью «приняла» (соматизировала) образ молодой, уже уверенной в себе девушки, в свое тело [3]. В конце этого сеанса головная боль ушла. К. отметила, что ее состояние изменилось, она почувствовала спокойствие и уверенность. Ее невербальные проявления подтверждали этот результат.

 

 

 

Эпизод 3. «Поношенный ботинок»

 

На очередном сеансе была заявлена проблема К., связанная с тем, что она «забросила» свои занятия рисованием, так как постоянно была недовольна своими работами. Вот как происходил наш с ней диалог:

- Как выглядит та часть личности, которая недовольна?

- Это снова отец.

 

Комментарий.

Такая критичная позиция отца клиентки, по моему мнению, отражает его критичное отношение к самому себе. Гипотеза: это влияние запрета «НЕ ДОБЕЙСЯ УСПЕХА» [1].

- А как выглядит то, что заставляет его критиковать Вас?

- Это старый, грязный ботинок.

 

Комментарий.

В этот момент я почувствовала, что этот образ, возможно, связан с влиянием людей из далекого прошлого. В моей голове возникла известная всем цитата, принадлежащая перу В.И.Ленина: «Каждая кухарка может управлять государством».

 

- Вы согласны с тем, что старый ботинок – это достаточно компетентный объект, способный оценить продукты Вашего творчества?

- Нет.

- А кто действительно может оценить по достоинству Ваши работы?

- Это мой учитель по рисованию.

- Что он говорит Вам, если Вы представите его образ на соседнем стуле?

- У Вас все получается!

- Можете ли Вы теперь сказать ботинку: «Я разрешаю тебе заняться СВОИМИ делами!»

- Тогда он уходит.

- А что делает образ отца после этого?

- А он тоже уходит.

В конце сеанса К. приняла решение снова возобновить занятия рисованием у себя дома. Результат этого сеанса мы договорились с К. проверить на практике и обсудить позже.

 

 

 

Неожиданные последствия

 

Накануне очередной сессии я получила письмо от К. в скайпе. Я считаю важным представить вашему вниманию выдержки из этого длинного письма (лексика автора сохранена). Эти данные размещаю здесь с согласия клиентки.

 

«…Нам надо отменить встречу… В субботу поздно вечером мы с мужем смотрели сериал и грызли арахис, а потом я подумала: «А что я, собственно, тут делаю? У меня бронхит, а в Краснодарском крае солнечно, и море еще теплое... …или завтра вечером я буду купаться в море, или опять буду тут в тошнотворном состоянии тревожности и недовольства бултыхаться, от болезненного осознания, что жизнь проходит мимо, я упускаю важное, я чувствую душевную тесноту и боль... ...В общем, мы купили билеты, побросали вещи в рюкзаки и уже через 8 часов тряслись в скоростном поезде до Туапсе.

…Если сказать пафосно, то поехала за духовным прорывом... Хотя страх, беспокойство и неуютность внутри начались уже после покупки билетов, а закончились вот только сейчас утром… …Можно же было поддаться панике и неуверенности и вернуть билеты (КАК Я ОБЫЧНО И ДЕЛАЛА - БРОСАЛА НА ПОЛПУТИ!), но я боролась с этим негативом, хотела увидеть предел страха, и что случится, если не поддаться... И ничего страшного не случилось. НИЧЕГО…

…У меня одна жизнь, она моя и такая короткая, я могу делать то, что мне хочется, а пока я только чувствовала, что подчиняюсь каким-то стандартам, оправдываю ожидания или лгу. У меня свои приоритеты. Я имею Право Жить Свою ЖИЗНЬ...! … Теперь я говорю: «Да нифигашечки! Надо искать свой город, свое место, свое море или озеро, лес или горы, открывать и создавать новое внутри себя, оставляя ненужное…

…Вычитала однажды: «Куда бы мы ни уезжали, мы всегда с собой берем себя», - то есть если ты недоволен и хмур, зол и несчастлив, то хоть в Городе, хоть в Деревне, ты будешь злой и недовольный...? Раньше мое поведение оправдывала эта мысль, она находила отклик, потому что так меня воспитали, цитирую отца: «В твой день рождения даже погода плохая, как мы теперь пойдем под ливнем!» - как будто я выбирала день рождения, погоду, и почему он вбил мне в голову мысль, что все то плохое объективно, что есть вокруг - это моя Вина?

…Да, можно расти, страдая, борясь с собой и злясь, как папа (рост ли это??)… А я вот не хочу страдать и оправдывать папиных ожиданий, когда можно ПОЗВОЛИТЬ себе быть разной и не гнобить себя за то, что не любишь желтые листья, ветер и насморк. Они мне не нравятся, мне нравится море».

Последняя фраза в письме звучит так:

«Правильно говорят: «Буду слушать твои советы, когда захочу жить, как ты. Я не слушаю маму и папу, открыв рот, как раньше, я фильтрую, но и не убиваюсь от чувства вины, как раньше. Слушаю советы и доверяю… тем, кому доверяю».

 

 

 

Заключение

 

Это письмо К. для меня является подтверждением того, что она перестала бессознательно следовать тем негативным посланиям родителей, которые они транслировали ей в силу своих нерешенных психологических проблем, страхов, неуверенности в себе и т.п. Благодаря применению метода ЭОТ К. смогла увидеть и осознать связь между родительскими запретами и своими негативными эмоциональными состояниями. Через работу с образами К. отказалась от прежних деструктивных и неэффективных убеждений и жизненных стратегий. Клиентка фактически приняла новые решения, на основании которых начала реализовывать свой собственный стиль жизни, формировать новые ценности и обретать новые смыслы.

 

 

 

Литература:

 

1.Гулдинг Роберт. Психотерапия нового решения. Теория и практика. – М., 1997.

2.Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. – М., 2013.

3.Линде Н.Д. Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия: чувство - образ - анализ - действие. – М., 2015.

4.Райх Вильгельм.  Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М., 2006.

© 2018 «НИГПИЛ».

   Тел.: +7 (925) 520-69-87 / info@nigpil.ru

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon