Метод моделирования позитивного видения (метод МПВ).

 

 

 

 

Тетеревкова И.В., кандидат психологических наук,

 

 психолог, центр реабилитации зависимых «Мост» (г.Тамбов)

 

 

 

 

Метод моделирования позитивного видения решений актуальных личностных проблем апробирован в многолетней практике оказания психологической помощи клиентам с разными типами личностных проблем. Прежде всего – это работа с химически зависимыми людьми и их родными и близкими (со-зависимыми). Кроме того, в практике работы автора метод используется для решения проблем клиентов, связанных с трудностями в установлении межличностных и партнерских отношений, в достижении личных целей, в построении профессиональных планов и т.д. Метод используется в работе как с подростками, так и со взрослыми людьми в возрасте от 18 до 45 лет. Образовательный уровень и интеллектуальный потенциал значительной роли при использовании метода не играют.

Метод моделирования позитивного видения носит интегративный характер и основан на принципах и приемах арт-терапии (песочной терапии), НЛП, нарративного подхода. Этот метод полезно использовать на начальном этапе работы с клиентами, обращающимися к психологу по направлению заинтересованных государственных структур. У таких клиентов, как правило, не сформирована рефлексивная культура и отсутствует запрос.

Метод моделирования позитивного видения многофункционален, так как позволяет: 1) диагностировать актуальное состояние клиента; 2) помочь клиенту осознать существующую проблему; 3) наметить позитивную цель и пути ее достижения; 4) при отсутствии позитивной цели сформировать ее, скорректировав видение, 5) определить уровень мотивации достижения цели; 6) выявить ограничивающие убеждения и скорректировать их.

Длительность сеанса с применением  метода МПВ составляет 1 астрономический час.

Для     использования     метода    МПВ     необходимо

следующее оборудование:

а)     стандартный    для    песочной    терапии    ящик размерами 50 см х 70 см х 12 см, выкрашенный изнутри голубой    или    светло-синей    краской,    заполненный    до   I половины чистым прокаленным песком;

б)    стимульный материал (маленькие фигурки), включающий в себя следующие категории:

-  строения (дома, дворцы, избушки, маяк, церковь, чум, гнездышки, различного рода заборы, ограды, стены, ширмы, могилы с надгробиями);

-   фигурки людей (дети, подростки, мужчины и женщины, старики и старушки, рыцари, принцессы, моряки, представители разных профессий, индейцы, солдаты, сказочные персонажи, ведьмы, звездочеты, колдуны, жених и невеста,      счастливые      супруги,      пираты,      персонажи мультфильмов);

-    транспортные   средства   (автомобили,    корабли, лодки, танки, самолеты, вертолеты);

-    оружие (бомбы, алебарды, ружья, секиры, мечи, щиты, катапульты, гильотина);

- бытовые предметы (мебель, посуда, украшения);

- растения, фигурки насекомых, животных;

- натуральные   материалы,   камни,   стеклянные камешки для аквариумов и пр.

 

Очень важно обеспечить безопасность клиенту, в том числе    -    физическую.    Песок    необходимо    регулярно кварцевать или обрабатывать другим доступным способом. Перед   сеансом   следует   удостовериться,   что   у   клиента отсутствуют открытые царапины или ранки на руках.

Множество психологических проблем связано с подавленными или вытесненными чувствами, которые индивид не позволяет себе проявлять и переживать. Подавление и вытеснение являются первичными психологическими защитами, служащими для того, чтобы удалить из своего сознания и запретить осуществление тех или иных чувств и желаний. Если чувство подавлено, то это проявляется в том, что некоторая сила рвется наружу, буквально из тела человека, а он ее сдерживает, снова и снова «запихивает» внутрь себя. Если чувство не столь значимо, а индивид обладает мощным Эго, то подавленное чувство может вроде бы его не беспокоить, но у него наращивается панцирь характера и мышечная броня, предназначенные для его сдерживания. Если же сила чувства велика, а личность не обладает достаточной энергией, то оно прорывается в истерических приступах, бессознательной тревоге, вспышках гнева, психосоматических симптомах и т.д. Человек недоволен внешними по отношению к себе обстоятельствами, но причина недовольства может находиться в его собственных хронически подавленных чувствах. При работе с подавленным чувством, на первом этапе его необходимо вывести на поверхность, как-то выразить.

 Расположение в пространстве: клиент и консультант сидят напротив друг друга, между ними песочница .

Метод МПВ имеет четкую структуру. Это облегчает пи   использование   и   позволяет   контролировать   процесс консультирования. Структура метода МПВ включает в себя 7 (8) этапов:

1.          подготовительный этап;

2.          введение клиента в трансовое состояние;

3.          выбор клиентом стимульного материала;

4.          создание     клиентом     «своего     мира»     в

песочнице;

5.          расспрос психологом клиента;

6.          обобщение     психологом           информации, полученной в ходе расспроса клиента;

7.         обсуждение созданного рассказа;

8.          пересочинение истории (при необходимости).

На   подготовительном   этапе   психолог   знакомит

клиента с песочницей, показывая возможности работы с ней. Одновременно     он     выстраивает    раппорт,     индуцирует возрастную регрессию.

Примерный текст, произносимый психологом на этом этапе: «Это - песочница, ящик с песком. Вы давно последний раз в песок играли? Ах, в детстве... Как приятно строить свой мир... Прокладывать дороги и реки, возводить дома... Это так увлекательно, захватывающе... Здесь тоже можно взмахнуть рукой (психолог энергично проводит рукой по дну песочницы и обнажает полоску голубого дна)... потечет река... а может быть, появится озеро... или океан... вырастет гора...».

Все     слова     психолог     иллюстрирует     своими действиями.

Второй этап посвящен введению клиента в трансовое состояние и углублению трансового состояния.

Подстроившись к клиенту, необходимо произносить приведенный  ниже  текст  мягким,  тихим,  расслабленным голосом,   внимательно   отслеживая   дыхание   клиента,   в режиме: на выдохе клиента произносится фрагмент текста, на вдохе - пауза. Каждый фрагмент необходимо завершать с

понижением интонации.

Примерный текст психолога: «Обратитесь внутрь себя... прислушайтесь к своему дыханию... положите руки на песок... сядьте удобно, комфортно... Расслабьте плечи... Как приятно прикоснуться руками к песку... почувствовать его температуру... он может быть прохладным или теплым... Подумайте о том, что песок - как время в песочных часах... тихонько сыплется и будущее превращается в прошлое... когда-нибудь упадет последняя песчинка... но сегодня время еще есть... время, чтобы создавать что-то новое... уникальное... свое... это может быть просто картинка на песке... или история сказка... а может быть, судьба... Подумайте о том, что Вы сейчас - как ребенок... полностью погруженный в процесс ребенок, для которого исчезло все вокруг... жизнь сосредоточилась здесь... в пространстве песочницы... где сейчас под вашими руками начнет проявляться новая картина... начнет возникать новый мир... Вы сейчас творец которому предстоит создать свой шедевр... И если Вы готовы... вдохните... выдохните... откройте глаза... и приступим».

На следующем этапе клиенту предлагается корзинка, в которую он сложит все выбранные фигурки - Процесс выбора фигурок позволяет диагностировать некоторые мета-стратегии клиента, под которыми мы понимаем стратегии поведения, основанные на концептуальных мега-программах [3,с200-234]. Консультанту необходимо быть внимательным к мельчайшим действиям клиента. Например, он может неоднократно заносить руку над какой-либо фигуркой, затем отдергивать ее, так и не прикоснувшись. В этом случае можно спросить: «Вы и в жизни так? Хотите взять что-то, что предлагает Вам жизнь, но отказываетесь? Страшно?»

Или клиент может рассуждать вслух, складывая в корзину много фигурок: «...пригодится зачем-нибудь... это может понадобиться... запас карман не трет...»

В этом случае целесообразно спросить - Вы в Вашей жизни тоже так, сначала берете, а потом начинаете подумывать, зачем Вам это?»

На четвертом этапе клиенту предлагается создать в песочнице свою композицию: «Теперь из этих фигурок постройте в песочнице свой мир».

Для консультанта очень важно отслеживать процесс «издания композиции в песочнице. Уже на этом этапе, некоторые клиенты начинают рассказывать о том, что они делают, комментировать свою работу или описывать персонажей композиции. Важно поддержать тот стиль взаимодействия, который предлагает клиент: сохранять молчание, если клиент молчит или поддержать разговор, если клиент начинает разговаривать.

Следующий этап является очень важным - этапом сбора психологом информации. Для того чтобы сделать это более комфортно для клиента, можно использовать метафору кинематографа. Например: представьте себе, что Вы -кинорежиссер. Вам предстоит вот в этих декорациях, которые Вы построили, на этой съемочной площадке создать фильм. Расскажите, пожалуйста, как будет называться Ваш фильм? Кто - главные герои? Что с ними будет происходить? Вообще, о чем этот фильм?

Если клиент отвечает: «Обо мне», - и, указывая на фигурку в песочнице сообщает: - «Это я», необходимо диссоциировать его, предложив принять на себя роль автора, а о персонаже, замещающем его самого, говорить в третьем лице, называя по имени.

Можно и полезно структурировать расспрос, используя схему нарративных карт М.Уайта, т.е. «сшивая» ландшафт действия (события,         обстоятельства, последовательность, время, сюжет, личные истории персонажей) с ландшафтом идентичности (осознание, знание, понимание в терминах внутренних свойств, понимание того, чему приписывается ценность) [2, с.99]. Информацией для консультанта является не только вербальная составляющая рассказа клиента, но и структура его композиции, расположение персонажей в пространстве песочницы, особенности ландшафта и т.д. [1,с.58-60]. Полезно завершить этот этап вопросом: «Вам нравится то, что Вы создали?»

Шестой этап работы является ядром сеанса. Он представляет собой обобщение психологом всей информации, полученной на предыдущих этапах. Это обобщение носит влияющий характер [4, с.72].

В целях большей эффективности этого этапа психологу необходимо выйти из позиции эксперта. Для этого можно сказать клиенту: «Я очень внимательно выслушала вашу историю и сейчас попытаюсь рассказать, что я увидела и услышала. Пожалуйста, будьте внимательны и, если я где-то ошибусь, поправьте меня».

Получив возможность контролировать процесс, клиенты становятся более восприимчивы к влияющему обобщению. 

В завершение рассказа важно спросить клиента, нравится ли ему история по-прежнему или ее восприятие изменилось.

На этом этапе решаются следующие задачи:

1.     Дать возможность клиенту воспринять свою

ситуацию отстраненно и целостно, пересказав ему историю целиком.

2.  Выявить, в какой степени клиента устраивает выявленное видение решения актуальной для него проблемы.

3.      Принять совместно с клиентом решение об изменении, если выявленное видение его не устраивает.

Следующим этапом является совместный анализ созданной истории. Выявляются ресурсы, необходимые для изменения, либо ограничения, мешающие достичь желаемого.

При необходимости история пересочиняется с добавлением ресурсов или преодолением выявленных ограничений.

Результатом использования метода МПВ является осознание клиентом своего видения решения актуальной проблемы и, в случае необходимости, коррекция его.

В   качестве   иллюстрации   представляем   фрагмент

истории,  сформулированной   консультантом   на  основании

выстроенной клиентом композиции (рис.2) и расспроса о ней.

Клиент - мужчина,  24  года,  обратился   в связи  с системным употреблением опиатов.

«Крис (имя, которое клиент дал персонажу в песочнице) решил, что теперь ему предстоит всегда быть на страже собственной безопасности. Все его силы, все ресурсы задействованы в том, чтобы охранять собственные границы. Ему некогда даже построить нормальный дом. Он живет во времянке, которую может смести первый же серьезный ураган. Да и соратники его по охране своей территории очень ненадежны. В любой момент они могут стать его врагами и напасть изнутри».

Таким образом, клиент получает визуализированную метафору собственной проблемы и метафорическое же решение данной проблемы.

Вариантом использования метода МПВ в работе с зависимыми и созависимыми клиентами является экстернализация зависимости [2, с. 22-75].

В этом случае при сохранении общей структуры сеанса сюжет истории должен включать в себя описание:

- двух действующих лиц - зависимости и клиента;

- их отношений;

- планов зависимости на клиента и его будущее;

- стратегий управления зависимостью, возможных инициатив клиента;

- реализации этих инициатив;

- последствий действий клиента;

- собственных планов клиента на жизнь.

Соответственно,   расспрос     клиента  проводится  с учетом этого сценария создаваемой истории.

Таким образом, метод МПВ позволяет легко, в игровой форме вовлечь немотивированного клиента во взаимодействие, снять его напряжение, определить актуальные проблемы клиента, активизировать скрытые ресурсы по решению проблем и достижению желаемых целей.

Литература:

1.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.:Речь. 2006. 160 с.

2.Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. М: Генезис. 2010. 326с.

З.Холл М.,Боденхамер Б. 51 мета-программа НЛП: прогнозирование поведения, «чтение» мыслей, понимание мотивов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2007. 347 с.

 

4.Цветкова Н.А. Реконструкция семейной истории как эффективный инструмент в психокоррекционной работе. Ideal-метод Тойча. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК».2010. 232 с.

© 2018 «НИГПИЛ».

   Тел.: +7 (925) 520-69-87 / info@nigpil.ru

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon