СТАТЬИ

Тревожность — как помочь себе справиться с тревогой?

Струняшева М.А. 

Практический психолог, гештальт-консультант.

 

Женский бюст
 

Что же такое тревога? Это — остановленное «возбуждение», наше желание действовать, которое мы так и не исполнили. Известный психотерапевт, врач-психиатр, основоположник гештальтпсихологии Ф. Перлз считал: «...формула тревоги очень проста: тревога это брешь между сейчас и тогда» (Перлз Ф., 1994).

Тревожность и тревога понятия разные. Тревожность можно обозначить как индивидуальную особенность психики человека, которая проявляется в способности испытывать тревогу даже по относительно малым поводам.

В действительности тревога показывает нам, что что-то сейчас для нас слишком не определено. Наш организм реагирует так на столкновение (возможно даже пока вымышленное) с чем-то опасным, что несет в себе угрозу нашим ценностям и может разрушить наше существование.

В тревоге нередко присутствует страх. Но эти состояния отличаются друг от друга. В основе страха — конкретная опасность. Тревога выступает скорее предвестником опасности чего-то неясного и сопровождается чувством беспомощности. Есть некая неясность, расплывчатость, неопределенность.

Некоторые специалисты-психологи, говорят о том, что в основе тревоги может лежать вытесненная враждебность.

В реальность же бывают обстоятельства, когда мы может сказать себе: «Я тревожусь, и со мной все ок». И это нормальная реакция на объективную опасность. Объективная тревога.

Как проявляется тревога?

Тревога может иметь следующие соматические (когда тело выдает реакции) и психологические симптомы:

  • Учащенное сердцебиение;

  • Изменения дыхания: человек может дышать поверхностно, задерживать дыхание или наоборот, слишком часто;

  • Повышается потливость;

  • Тревога может сопровождаться неприятными ощущениями в животе, дискомфортом, тошнотой, диареей;

  • Возникает чувство незащищенности, беспомощности;

  • Появляется «неприятное чувство в груди», «пустота».

Как справиться с тревогой?

Существуют базовые рекомендации по самопомощи, когда вы испытываете тревогу.  Давайте рассмотрим основные из них:

  • Дыхательные техники. Вы можете использовать любые дыхательные упражнения непосредственно в моменте. Это бесплатно, эффективно и доступно. К примеру, квадродыхание под счет 4. Раз, два, три, четыре. Вдох на четыре счета, задержка дыхания на 4 счета, выдох на четыре счета,задержка дыхания, вдох на четыре счета, задержка дыхания на 4 счета, выдох – снова считаем до четырех. Дышите комфортное количество кругов.

  • Оставьте только те каналы информации без которых вам не обойтись. 1-2 источника. Желательно сделать фильтр информации. Наша психика, когда тревожно просто не может переработать много сведений. Она перегружена и лишняя работа ей не по силам.

  • Придерживайтесь по возможности привычного графика. Не ставьте жизнь на паузу. Можно и тревожиться, и жить. Пусть что-то вы будете делать автоматически, но это будет нормально. Можно даже составить себе расписание как в детском саду или школе. Это немного успокоит нас.

  • Здесь и сейчас. Переключите свое внимание на внешний мир. Где вы сейчас находитесь? Это относительно безопасное место? Есть ли люди вокруг или вы одни? Какие звуки слышите? Светит солнце, идет дождь, туман? Что происходит за окном?

  • Почувствуйте свое тело: вы сидите, стоите, двигаетесь? Как вы? Попробуйте поменять положение тела, положите руки на колени или аккуратно прохлопайте себя от макушки до пяток, если это возможно.

  • Примите свои чувства. Нередко люди хотят побороть тревогу. И это добавляет лишнее напряжение. Тревога уже есть. Она нужна. В тревоге человек может увидеть угрозу, мобилизоваться и справиться с ней. Если угроза пока далека и мы ничего не можем сделать в глобальном смысле, то пора обратить внимание на себя. Что я буду делать с этой тревогой? Что я вообще могу сделать в этой ситуации? Не обязательно постоянно сосредотачиваться на тревоге. Но можно выделить себе время, к примеру, по будильнику и позволить прочувствовать это состояние качественно. Да, я тревожусь, но продолжаю жить.

  • Общайтесь с приятными вам людьми. Не только о тревоге, но и о других состояниях. Попробуйте присмотреться, что сейчас еще происходит в вашей жизни. Важно, чтобы в жизни оставалось место разговорам «не по существу». Попробуйте и сами задать тему для разговора, где будет место обычным повседневным вещам: новой прическе

  • Заботьтесь сейчас о своем физическом и ментальном здоровье. То, что вы вкладывали раньше и вложите сейчас — это инвестиция в будущее. Не забывайте о потребностях тела. Вода, еда, гигиенические процедуры, физическая активность.

  • Во время стресса активно вырабатывается гормон кортизол. Его расход происходит во время физической деятельности. При возможности — прогулка быстрым шагом или другой вид движения — то, что надо.

  • Мостик в будущее. Сейчас важны долгосрочные проекты. Да, не для всех сейчас возможно что-то планировать на ближайшие годы. Но есть люди, которые могут. Если вы входите в эту категорию, то пробуйте создавать новые планы и новые дела. Желателен план на год-три.

Тревога – это про неопределенность и неизвестность. Сейчас я могу обратить свое внимание на то, что мне известно. Возможно, на привычные вещи: сборы на работу, сборы ребенка в школу, уборка, прогулка, зарядка.

Эти варианты могут помочь немного снизить тревогу самостоятельно. Берегите себя и помните, что вы можете обратиться за помощью к специалистам – и это еще один способ снизить тревогу.

Паническая атака — что это? Какие признаки и симптомы?

Струняшева М.А.

Практический психолог. Гештальт-консультант.

 

"ЦЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ВИДЕНИЯ БИЗНЕСМЕНОМ СВОЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ".

Гаврилин П.В

  Активность владельца собственностью направлена на решение конкретных деловых задач, например, альянс с потенциальным партнером, устранение конкурента, открытие нового производства, внедрение инновационных технологий и т. п. Подобного рода активность неотделима от усилий, направленных на преодоление препятствий. Препятствия в бизнесе возникают всегда, включая непонимание партнеров, нехватку средств, затратность инноваций, противодействия конкурентов и др. Видение этих проблем непосредственно связано с видением усилий для их преодолений.

Подобный аспект видения взаимосвязан с осознанием собственной социально нравственной адекватности/неадекватности. «Социальность этой картины» заключается в понимании той роли, статуса и влияния, которыми обладает сам владелец бизнеса. Нравственная составляющая помогает ему понять, насколько он готов к отказу от прежних обстоятельств альянса с бывшими противниками, разрыву установившихся связей и т. д. Подобный нравственный выбор может стать причиной сложных внутриличностных конфликтов. В связи с этим в видении бизнесмена ключевую роль играет адекватная оценка имеющихся способностей, типичных стилей ведения дела и используемых стратегий.

Способности как психические функции, обеспечивающие успешность бизнеса, до конца не исследованы. Однако, вслед за имеющимися разработками можно сказать, что к таким функциям относятся прогностические, рефлексивные, организационные, логические и креативные способности.

Не менее важную роль играют стили в видении деятельности бизнесмена. Анализ исследований показывает, что существуют опережающий, целостный, фрагментарный стиль деятельности видения владельца собственностью (О. Андреев, Е. А. Кургин, С. Р. Кови, В. С. Лазарев и др.).

Стратегии деловой активности также можно структурировать. Это – стратегии:
•    достижения,
•    редуцирования (ослабление усилий) и
•    компенсации.

Видение бизнесмена включает диверсификацию деятельности, освоение новых компетенций в решении экономических задач, разрешение проблем деловой активности и инициацию проектов по распространению бизнеса в социально экономической среде. Все это составляет важный аспект видения бизнесменом своей самореализации в деловой сфере.

Диверсификация деятельности предлагает разнообразие сфер деловой активности с целью упрочения позиций на рынке. Особенно типична диверсификация бизнеса за счет инициации производства сопутствующих товаров и оказания аналогичных услуг. В ходе диверсификации бизнеса требуются новые компетенции, т. е. уверенная демонстрация успешной деятельности в новых сферах. С этой целью необходимо видение путей самообразования, а также доучивания и переучивания персонала. Видение в самореализации бизнеса было бы ограниченным, если бы диверсификация деятельности, новые компетенции и профессиональное развитие оставались бы в границе деловой активности бизнесмена.      

Видение личностной самореализации становится наиболее полным и адекватным, если осуществляются такие экономические проекты, которые способствуют развитию личности, коллектива и общества, выходя за пределы деловой сферы и распространяясь на социально-экономическую сферу региона и далее. Подобные проекты могут носить экономический (создание рабочих мест), образовательный (поддержка учебных программ), социальный (защита уязвимых групп населения), культурный (поддержка культурных проектов) и благотворительный (повышение качества жизни населения) характер.

Таким образом, видение бизнесменом своей самореализации позволяет четко представить ментальную картину саморазвития личности бизнесмена. При этом важно подчеркнуть, что подобное видение формируется под влиянием ряда факторов.

Разрабатывая пути решения проблемы формирования видения бизнесмена мы выдвинули предположение, что индивидуальные ценности функционируют как психологические факторы в его деятельности.

Ценности для бизнесмена могут иметь несколько параметров для измерения:
•    значимость - нейтральность,
•    эмоциональность - равнодушие,
•    принятие - отвергание,
•    первостепенность - незначительность,
•    интенсивность - экстенсивность,
•    действенность - декларативность.

Ценности для бизнесмена обладают личностной значимостью, если выделяются среди других, приобретая особый личностный смысл, индивидуальное понимание и принятие.

Эмоциональный параметр ценности может быть условно измерен в виде меры эмоционального отклика, на который готов бизнесмен, утверждая, защищая и развивая данную ценность.

 

Из всей совокупности возможных ценностей бизнесменом отбираются лишь некоторые, наиболее полно соответствующие сформированному мировоззрению в границах осуществляемой деятельности.

Среди отобранных ценностей выстраивается особая иерархия в зависимости от меры их принятия. В этом параметре ценности разделяются на первостепенные и незначительные, что образует сложную картину влияния на видение бизнесмена. Например, даже отвергаемые ценности продолжают оказывать свое влияние на ценностную ориентацию и самореализацию личности, побуждая совершать те или иные поступки.

Принятые и усвоенные ценности различаются по своей интенсивности - экстенсивности. Интенсивность выражается в глубоком и всестороннем понимании и осмыслении ограниченного количества ценностей. Экстенсивность усвоенных ценностей означает множественность знаемых ценностей без их подлинного усвоения.

Наконец, действенность усвоенных ценностей заключается в мере их активной реализации, в то время как декларативное ценностное содержание заполняет сферу формального знания, не реализуемого на практике.

 

Отмеченные параметры ценностей оказывают влияние на видение бизнесменом своей самореализации.
По своему содержанию ценности могут быть индивидуальными, отличающимися от принятой в данной среде, или групповыми, то есть как у всех.
Как индивидуальные, так и групповые ценности выражают смысл или назначение того, что движет человеком в его деятельности. Это означает, что разделение ценностей на индивидуальные и групповые не позволяет выявить их специфику.
Аксиологический анализ деятельности бизнесмена представляет собой такой аспект изучения деловых отношений, который требует поиска иных критериев и параметров (О. Г. Дробницкий).

 

Одним из направлений изучения данных критериев и параметров применительно к ценностям бизнесмена является аксиология его самореализации. Именно через самореализацию возможно выделить группы ценностей, характеризующие бизнесмена как личность. При этом в образование ценностей включаются потребности в том или ином виде самореализации, «продукты» соответствующих ее способов и полезность этих продуктов для самого бизнесмена, его дела, партнеров, общества и т. п. Рассмотрим области самореализации бизнесмена. К ним относятся:

• удовлетворение личных материальных нужд;
• развитие бизнеса и увеличение прибыли;
• забота о благополучии партнеров по бизнесу;
• участие в социально значимых проектах.

В каждой из этих областей возникают соответствующие ценности в виде потребностей, продуктов деятельности и полезности для общества.

В удовлетворении личных материальных нужд ценным для бизнесмена является овладение материальными благами, создание условий для их увеличения, участие в социальных проектах для получения привилегии.

В области развития бизнеса ценной становится потребность в укреплении создаваемой экономической структуры, в открытии новых филиалов, установлении новых партнерских отношений, увеличении штата и т. д. При этом полезность этой сферы деятельности заключается в активизации экономической жизни региона и др.

Развитие бизнеса может сопровождаться заботой о благополучии партнеров, где находит удовлетворение потребность в создании условий для личностного роста коллег, построении собственной инфраструктуры, профессиональной учебы, отдыха и лечения. Продуктом этой деятельности является высокий конкурс на вакансии, полная самоотдача и мотивированность сотрудников.

Наиболее полно свое общественное звучание ценности приобретают в социальных проектах, осуществляемых бизнесменом. Здесь удовлетворяются альтруистические потребности принести пользу человеку и обществу. Производятся продукты в виде объектов, проектов, мероприятий социального звучания. Их полезность определяется экономическим благополучием региона, заботой о здоровье граждан, интеллектуальном развитии личности, о духовном самосовершенствовании и т. п.

 
 

Панические атаки (ПА) не такое уж редкое явление. Во время панической атаки у человека начинается резкое, нарастающее чувство тревоги, паники, при этом появляются вегетативные проявления.

Симптомы у женщин и мужчин в целом мало чем отличаются:

  • учащенное сердцебиение,

  • чувство нехватки воздуха,

  • дрожь,

  • головокружение,

  • холод в руках и ногах,

  • потливость,

  • тяжесть и боль в груди,

  • тремор, ощущение внутренней дрожи;

  • тошнота;

  • ощущение головокружения, неустойчивость.

Кроме этого человек может слабо чувствовать ноги, они будто остаются без сил, или мурашки начинают бегать по телу. Человек может испытывать страх того, что «что-то взорвется внутри». Симптомы и признаки ПА отличаются разнообразием.

Если вы сталкивались с такими приступами, то стоит помнить, что панические атаки не становятся причиной смерти или психоза. Невозможно от одной мысли умереть или сойти с ума. Но качество жизни снижается, поэтому при регулярных приступах, стоит серьезно отнестись к своему состоянию и обратиться к специалисту, чтобы исключить реальные проблемы со здоровьем, а затем уже поработать и над ПА.

Причины возникновения панической атаки

Кажется, что паническая атака начинается внезапно и ничто ей не предшествует. Или это будет какая-то мелочь, не достойная внимания. Однако это не так, это «крик» организма и психики, что где-то что-то пошло не так. Возможно напряжение в окружающем «фоне» стало избыточным и накапливалось уже не один месяц, возможно несколько месяцев назад было сильное, травмирующее психоэмоциональное событие, от которого вы «отмахнулись» или мобилизовались и не разрешали себе чувствовать. В той ситуации, это было оправдано, но если мы затем чувствовать себе так и «не разрешили», то могут возникнуть неприятные симптомы.

Симптоматика ПА проявляет себя когда нарушена значимая потребность человека. Нарушается согласованность между физиологическими и психологическими процессами и происходит приступ тревоги и паники.

Получается, что на фоне сильной тревоги, возбуждение, сопутствующее эмоциональному переживанию, проходит неправильно. Вместо того чтобы направляться в поперечнополосатую мускулатуру, которая отвечает за движение, нервный импульс стимулирует в вегетативную нервную систему (гладкие мышечные ткани), она не контролируется человеком сознательно.

Какие можно выделить причины возникновения ПА?

Среди основных причин развития панической атаки можно выделить следующие:

  • Новизна и адаптация. Человек попадает в новые для себя условия (смена работы, смена статуса, переезд, тяжелая болезнь). Паническая атака тут становится помощником, я не могу ездить в автобусе или даже в машине, мне становится плохо, я болен, значит, могу остаться дома, где безопасно…

  • Хочу, но не могу. «Хочу развестись, но ребенок не может без отца». «Хочу отдохнуть, но, муж «умрет» от голода, не справится с ребенком»…

  • Конфликт двух противоположно направленных тенденций, к примеру, потребность в принадлежности (близости) и потребность в автономии (свободе).

  • Прошлое. Непроработанные травмы.

 

Конечно, ПА может возникнуть и по другим причинам, в каждом случае стоит разбираться индивидуально. При этом стоит помнить, что паническая атака — это своеобразное приспособление к тем условиям жизни, которые вас окружают. В этом случае данный симптом имеет некоторые плюсы: дает нам возможность отдохнуть, возможность не общаться с неприятными людьми или не посещать места, куда бы идти не хотелось.

Что делать, если у вас паническая атака?

Если вы распознали у себя признаки панической атаки стоит обязательно обратиться к специалисту. Пусть для начала это будет не психотерапевт, важно исключить физиологические причины и проверить состояние своего здоровья.

Наше тело тесно связано с психикой, поэтому прекрасно, если врач исключит серьезные заболевания. Опытный специалист сможет подсказать на какие дефициты и изменения  в организме стоит обратить внимание, чтобы поддержать здоровье и с физической стороны, а не только с психологической.

Осознание, что ПА — это не смертельная болезнь, но реальная проблема, поможет принять, что у вас появился выбор: оставить всё как есть или попробовать пойти другим путем.

 

Если вы уже чувствуете, что ПА приближается или начинается, можно воспользоваться навыками самопомощи (однако, тут действительно стоит убедиться в том, что это ПА).

  • Сосредоточьтесь на внешней зоне. Посмотрите, что происходит вокруг? Вы одни или рядом есть люди? Где вы? Жарко или холодно вам, что вы слышите?

  • Дыхание. Дыхательные упражнения, помогают установить связь с телом. Пробуйте разные практики, и вам обязательно подойдет одна из них. Наверняка вы видели, как в кино при приступе паники герою картины дают подышать в пакет. При приступе страха, человек часто дышит быстрее, а выдохи становятся короткими, начинаются проблемы с дыханием, возникает гипервентиляция, из-за этого снижается уровень углекислого газа. Мозг перенасыщается кислородом, это приводит к головокружению или даже потери сознания. Получается, когда человек дышит в бумажный пакет, к нему поступает углекислый газ и дисбаланс в организме устраняется. Целлофановый пакет для таких целей не подойдет.

  • Теплая вода. Если у вас есть возможность, попробуйте согреть руки и ноги, для этого подойдет теплая вода. При тревоге и панике, организм может воспринять ситуацию как опасную, тогда кровь приливает к жизненно важным органам, а вот руки и ноги, становятся холодными. Если вы физически их согреете, то организм «поймет», что опасность не такая уж смертельная.

  • Заземление. Почувствуйте свои ступни. Твердо стойте на ногах, а если вы сидите, попробуйте перенести свой вес на различные участки тела и почувствовать опору.

  • Чередование напряжения и расслабления. Попробуйте сильно-сильно напрячься, а потом расслабиться. Сожмите руки в кулаки, отпустите. Напрягите лицо, расслабьте и т.д.

  • Некоторым помогает позитивная установка голосом. Скажите вслух: Всё хорошо, катастрофы нет. Я в безопасности. Я справлюсь. Придумайте заранее ключевые слова.

  • Переключите своё внимание, на действие которое вы совершали перед ПА или любое рутинное, привычное, которое делали бы вне приступа.

 

Терапия и лечение приступов панической атаки бывает длительным, но иногда случается так, что приступы купируются быстро.

В спокойной ситуации уже после ПА, вы сможете заняться анализом ситуации, попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Когда первый раз у вас случился приступ ПА?

  • Какие события происходили незадолго до этого момента? Что было в период около трех месяцев? Как вели себя люди вокруг вас, семья, коллеги? Что изменилось в вашей жизни до приступов ПА?

  • В какие условиях ПА повторяется чаще всего?

  • Что изменилось с возникновением и закреплением атак в вашей жизни? Распишите плюсы и минусы. Этот пункт один из самых сложных и важных.

 

При панических атаках желательно постараться рассмотреть потребность, которая стоит за ними, тогда возможно вы изобретете множество способов для удовлетворения этой потребности и будете действовать различно, становясь гибкими. Для более продуктивной работы можно обратиться к специалистам и тогда работа с ПА станет более простой и понятной.

Используемые источники:

  1. АЛЕКСАНДРОВА Н.Н. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОНКОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ РАДИОЛОГИИ. Интернет-источник: omr.by.

  2. Ранда Е.Н. Ставропольский государственный медицинский университет: eduherald.ru/ru/article/view?id=15781

  3. Марина Петрусева. Гештальт подход в работе с запросом «паническая атака». (Francesetti G. Panic Attacks and Postmodernity Gestalt Therapy // Gestalt Journal Press, 2008, p. 226 ISBN 978-0-939266-57-9. Kerner J. Body process, a Gestalt Approach to working with the Body in Psychotherapy/ N.Y.: Gestalt Institute of Cleveland Press.).

Бумажные самолетики
 

"К вопросу о происхождении видения успешной самореализации бизнесмена".

Гаврилин П.В.

Рассматривая видение бизнесмена своей успешной самореализации, как предмет исследования и методического воздействия в совместной работе консультанта и безнесмена мы сталкиваемся с вопросом: задачей является формирование видения или оно уже с существует в неосознанном виде и требует только формулирования?

На поверхности природа вопроса связана с  процессом формирования корпоративной философии, с местом видения владельца бизнеса собственной самореализации в этом процессе. В этом заключается практическая направленность данного вопроса, его практическая значимость для психологической науки в области стратегического менеджмента.

Создается впечатление, что видение превносится в сознание сотрудников на определенном этапе, в лучшем случае он сам участвует в его разработке. На самом деле не совсем так. Видение носит индивидуальный характер, оно есть у каждого (Д.Теллис, П.Голдер (12)). Однако только некоторые формулируют видение для себя, привлекают единомышленников, создают корпоративные системы и реализуют его.

Таким образом, в контексте изучения видения мы должны учитывать как минимум три фактора, влияющих на эффективность в стратегическом менеджементе. Во первых - это видение владельца бизнеса, как основополагающий вектор корпоративной философии (А.Э.Александрович, В.М.Спирин (1). Во вторых, мы не можем не считаться с видением каждого из исполнителей, членов команды. и в третьих, очень важным является фактор наличие пересечения элементов видения владельца бизнеса и рядовых членов команды на определенном временном интервале. Синергизм, как основной показатель эффективного взаимодействия, возможен только при наличии таких пересечений.

Видение - это то, где вы хотите оказаться.Видение может быть основано на ценности в экономическом смысле, но не обязательно (Кунде Й. (6)). Оно интимно по своей сущности, включает основные значимые, "сакральные" элементы представления о будущем. Поэтому не всегда оно доступно для кого-либо еще, кроме его владельца. Если в нем, как в ментальной модели будущего, нет социальных систем или бизнес-структур, оно может быть не оформлено в конструкцию, а иногда и вообще не осознаваемо своим носителем. Ведь если нет необходимости его транслировать, то и формулировать в виде оформленного текста тоже необходимости может не возникнуть.

Более того, процесс возможного осознания своего будущего сам по себе может представляться как нечто опасное. нежелательное. С одной стороны, по мнению В.Франкла, человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум ("экзистенциальный вакуум"), если это стремление остается нереализованным. Это то, когда "здоровая доза напряжения" определяется как осознанный смысл (В.Франкл (13)). Но одновременно с этим существует обратная реакция на экзистенциональную тревогу - "бегство" от этой встречи со смыслом, избегание осознания (Сартр Ж.-П. (11)). Конечно, смысл в широком философском понимании не одно и тоже что и видение, но данное "бегство" и объясняет иногда нежелание, или даже страх, встретиться со своим будущим, с его образом, выражающим то же самое  смысловое содержание.

Очень велико значение языковых форм для формализации ментальной модели. Достаточно сказать, что различные подходы в изложении формулировок определяют разную степень глубины и осознанности видения. Следует напомнить известное изречение Мартина Хайдеггера: "Язык есть дом бытия". Жизнь каждого из нас - это грамматическая конструкция. И грамматика языка - ее прообраз, первичный архетип (Цветков Э. (14)). Использование различных языковых форм определяет скорость и интенсивность процесса трансформации видения.

Важно отметить что, процесс формулирования видения протекает глубже и интенсивнее по содержанию в тех ситуациях, где автор периодически заявляет свои образы, но не акцентирует внимание на их принадлежности своей ментальной модели, не отождествляет их со своей персоной, как бы взаимодействуя с ними по касательной. Причем наиболее устойчивые и эффективные по влиянию ментальные модели принадлежат тем субъектам, которые совсем не экстериоризируют их в своем окружении. И наоборот, там где они доступны, открыты для ознакомления для других индивидов, - они быстро утрачивают свою остроту, актуальность, "заряженность", наступает фрустрация их автора и в дальнейшем трансформация в новую конструкцию. В последнем случае с точки зрения концепции "преднамеренного действия" Курта Левина (7) в наличии первая фаза: "процесс мотивирования" и вторая фаза - "намерения". Третья же фаза, непосредственно действия, заменяется как видно эффектом экстериоризации, причем не всегда в виде вербализации. Данный механизм позволяет нам посмотреть на видение, как ментальную модель будущего через призму "квазипотребности", то есть состояния напряжения, которое обнаруживает далеко идущие параллели и реальную связь с истинными потребностями (Курт Левин (7)). Интенциональность действий человека - устремленность сознания на предмет(цель) дает человеку возможность определять еще не существующее положение вещей (будущее) и принимать решения, воплощающие при своей реализации интенциональные идеальные объекты (Веселова Е.К (3)).

Наиболее удачно удерживать данное напряжение удается с использованием художественных образов, метафор, элементов фольклора. юмора. Таким образом, скрытый в этих образах и метафорах смысл ментальных конструкций проходит через коммуникацию, наполняется эмоциональным содержанием. Очевидно, что важное место в этом процессе занимает рефлексия слушателя. С одной стороны происходит экстериоризация, позволяющая получить эмоциональный импульс к действию, с другой стороны - смысл не вскрыт, не утрачивает своей сакральности и сохраняет свою длительность во времени и стратегическую сущность. Вместе с этим происходит процесс самосознания. До коммуникации с другими люди обладают сознанием, но только после нее обретают полностью реализованное самосознание (Макмахон Дженнифер (9)). "Другие вызывают у нас беспокойство и от младенчества до смерти влияют на нашу личность, помогая определить наш подлинный потенциал как индивидов" (9).

Если рассматривать процесс оформления и осознания собственного видения как проблему, то очевидно, что проблем или открытий самих по себе не существует. Нечто может быть проблемой только в том случае, если это нечто кого то озадачивает или беспокоит, а - открытием, если снимет с кого то бремя проблем (Полани М. (10)).

В этом смысле актуальность и характер контакта с видением у каждого человека обусловлены индивидуальными особенностями и потребностями. как "зона ближайшего развития". термин, используемый Л.С.Выгодским применительно к детской психологии. Поэтому, чаще всего, данный процесс проявляет свой характер проблемы лишь в тех случаях, когда он выходит за рамки личности, приобретает социальное содержание. Прежде всего, это проявляется в процессе реализации механизмов стратегического менеджемента, в процессе донесения принципов корпоративной философии до сотрудников компании. Мы делаем акцент на этом в контексте темы нашего исследования. имеющего прямое отношение к бизнес среде. Поэтому отсутствие социальных элементов в видении иногда обуславливает отсутствие потребности формулирования видения как проблемы заявляемой автором окружению.

Это совершенно не значит, что внутри человека нет ментальной модели будущего, определяющего его смысловое содержание. Ведь смысл жизни - самая общая цель, расположенная на вершине иерархии всех возможных целей жизненной активности человека. и потребность. которая имеется у всех людей (Веселова Е.К (3)).

Кроме того, видение, "как и любой другой предмет мышления. некоторый образ, ментальная модель - психологически подвижная динамическая структура" (Ксенчук Е. (5)). Поэтому и отношение к нему формируется у некоторых индивидов как к процессу. Это осложняет процесс осознания видения, как конструкции, модели и дезактуализирует процесс его формализации в конкретный момент времени. Ощу¬щение процесса, доминирование динамической составляющей размывают границы трансформации модели, её предметную сущность, в течение временных интервалов. Перманентно видение существует все¬гда, однако содержание и форма находятся в постоянном трансформа¬ционном процессе.

Эта подвижность не умаляет значимости и смысла видения, как психологического предмета, как ментальной модели, так как, индивидуум, переключаясь на него, как на «маяк» и выверяя правильность жизненной стратегии, забывает о его динамической сущности. Имен¬но в эти моменты «путеводного контакта» с личностью видение реализует свои содержание и функции. Субьектно — объектная «вибрация» (процесс, отношение - предметное содержание), постоянное переключение на фокусирование и расфокусирование представляет собой активную работу с ментальной моделью будущего, её трансформацию и реализацию. В этом смысле наша логика уходит корнями в определение смыслового конструкта Леонтьева Д.А. Одна его часть описывает объекты и явления на языке их собственных признаков либо ассоциирующихся признаков других объектов и явлений. Вторая- описывает их на языке оценок, отражающих их смысл для субъекта, отношения к его жизнедеятельности (Леонтьев Д.А.(8)). Тогда можно сказать, что комплекс, состоящий из видения и формы презентации этого видения в социуме, не вскрывающей «сакрального» его содержания тоже представляет собой смысловой конструкт.

Несмотря на указанную выше избирательную обусловленность у каждого человека есть мечты, которые имеют свойство меняться, развиваться, дополняться. Как это соотносится с видением, как с картиной будущего? Картина будущего выражает мечты о нем. Чтобы добиться успеха человек должен связать свои мечты со стратегическими действиями. Образ будущего необходимо трансформировать в специфические цели и планы (Р.Л. Дафт (3)). Активная стратегическая деятельность, трансформация в цели и планы определяют качественный переход от мечты к видению. Здесь мы вновь возвращаемся к концепции квазипотребности. «Квазипотребностям соответствует определенный круг вещей или событий, обладающих побудительностью, которая сама по себе влечет к выполнению действия, удовлетворяющего потребность» (Курт Левин(7)). Видение и есть лексическая «сакральная» форма обозначения указанных вещей и событий. Построение стратегии — это логичный продукт привычных мыслительных процессов человека. Другими словами, это продукт долгосрочной философии, а не краткосрочных мыслительных усилий. По сути, стратегическое мышление — это проявление отношения к жизни (И. Альтшулер, А. Городнов (2)).

Следовательно, если мы имеем информацию о наличии жизненной стратегии, целях и планах, мы получаем подтверждение наличия образа будущего, видения, которое выступает путеводной звездой. Данный подход еще раз подтверждает факт наличия видения у Индивида, даже если оно не предполагает самореализации в бизнесе, политике или других общественных отношениях, а носйТ только семейный характер. Ведь видение это то, что вдохновляет, побуждает к активной деятельности.

Причин, определяющих формализованность и осознанность видения у одних, и отсутствие этого у других, много. Однако сам факт наличия этих двух типов создает иллюзию возможности отсутствия видения, как такового, хотя бы на определенных этапах жизни неко¬торых индивидов.

Одним из доказательств, развенчивающих данную иллюзию применительно к бизнес среде является наличие двух типов лидерства: трансакционного и трансформационного. Если трансакционное лидерство предполагает процесс взаимообмена между лидером и группой, то трансформационный лидер привносит свои изменения в концепцию организации, концентрирует свое внимание на «нематериальных вопросах»: перспективах, ценностях, новых идеях (Р.Л.Дафт (3)). В этих изменениях, несущих индивидуальные и личностные отличия и проявляется его видение. Оно становится более выразительным, «выпуклым», и невольно оттачивается и формализуется. Видение будущего является важным аспектом трансформационного лидерства. Руководители, относящиеся к данному типу, рисуют ясную и оптимистичную картину будущего и выражают уверенность в её реализации (Д.Эг (15)). И наоборот, трансакционное лидерство, не проявляет явно, вне личности лидера, его ментальные модели. Данный лидер больше сфокусирован на интроспективной работе с процессом их трансформации.

Таким образом, отсутствие информации о видении некоторых индивидов не является фактическим доказательством его полного отсутствия. Оно лишь демонстрирует особенности его проявления, от ярко выраженных форм (по содержанию) до слабо осознаваемых и проявляемых только в жизненных стратегиях (по характеру процесса).

Видение, как ментальная модель будущего, отражающая ситуа¬цию с её взаимосвязями, противоречиями и перспективами преобразования, что обеспечивает наиболее полную реализацию личности бизнесмена, формируется и корректируется в течение длительного времени, на протяжении всей жизни и нуждается не в формировании, а в ме¬тодическом сопровождении процесса формулирования и осознания.

Об этом говорят и проведенные нами исследования. В ходе их реализации было опрошено 50 респондентов, которые являются со-владельцами бизнесов среднего уровня. В ходе исследований использовался пул проективных методик, технология Роберта Дилтса «Логи-ческие уровни» и написание мини-сочинений (эссе). Из проективных методик использовались «Слова ассоциации», «Незавершенные предложения», «Ценности и традиции семьи». Тексты сочинений подверглись лексико-семантическому анализу.

В модели видения у опрашиваемых респондентов обнаружены конструкты, которые могут быть распознаны во времени и датированы по своему происхождению. Некоторые из них совпадают по времени появления с важными событиями в жизни самих респондентов. Но, значит ли это, что процесс формирования видения непрерывен, перманентен, или он происходит в определенные периоды, под влиянием событий или личностей? Первая гипотеза подталкивает нас к постановке задачи, как формулированию видения, а вторая - как к формированию.

Результаты исследования данной выборки показали, что конструкты видения 32% респондентов детерминированы из ценностей и ожиданий наиболее значимых членов семьи (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки). Конструкты видения 58% респондентов осознаваемы ими со школьной скамьи (7-12 лет) как яркие мечты, которые не воспринимались родителями как серьезные намерения, более того, расходились с ожиданиями родителей. На протяжении всей жизни они совершенствовались и уточнялись, но корректировки были в рамках концепции, которая в настоящее время расценивается респондентами как их видение. Оставшиеся 12% респондентов затруднились проследить динамику развития видения, так как актуальность осознания его пришла к ним только в зрелом возрасте.

Параллельно были исследованы 56 студентов (две группы, 4 курс, специальность менеджмент, 20-21 год), сотрудники коммерческого отдела торговой фирмы (22 человека, средний возраст 25-30 лет) и менеджеры среднего звена 6 компаний занимающихся оптовыми продажами (48 человек, средний возраст 35-40 лет). Немногочисленность выборки и неоднородность по численности не позволили выявить какие-либо валидные показатели по различию между возрастными группами. Однако в целом по всей выборке интерес пред¬ставляет то что, 76% всех респондентов имеют ментальную модель будущего, как совокупность отдельных конструктов. Оставшиеся 24% представляют неоднородную среду. Часть данных респондентов пережили ситуацию фрустрации по поводу своего будущего, часть - испытывают сложности с самомотивацией, еще одна часть (в основном, созависимые) предпочитают не задумываться о будущем, «жить одним днем».

Таким образом, можно сделать вывод, что Видением, как мен¬тальной моделью будущего обладает большинство респондентов. При этом, тех кто пережили ситуацию фрустрации скорее можно отнести к тем кто имел, но временно «утратил» видение, как впрочем и созависимых, которые в силу определенных обстоятельств утратили веру в индивидуальное будущее. Под словом «утратил» в данном контексте мы имеем ввиду не стирание памяти и амнезию, а изменение ценностных ориентиров, жизненных приоритетов на данном этапе, переход их из категории стратегических в категорию операционных.

Слово «временно» уместно в контексте возможности восстановления контакта субъекта со своей моделью будущего в результате адаптационных и реабилитационных мероприятий психологического или психотерапевтического характера. В этом отношении наиболее показателен опыт работы с пациентами с суицидальными наклонностями ано-рексического характера. При успешной реабилитации они вновь возвращаются к осознанию значимости существовавших ранее ментальных моделей будущего в виде картинки, визуализированной мечты.

Таким образом, проведенные исследования показали, что видение существует практически на всех этапах сознательного периода жизни. Оно не всегда осознанно, и нуждается в методической поддержке в процессе формулирования. Формирование же видения скорее относится к области посттравматического (с физическими нарушениями мозга) сопровождения личности и другим реабилитационным и коррекционным задачам по работе с «ненормой».

Безусловно, мы понимаем наличие нижней границы начала процесса связанного с закономерными периодами онтогенеза (формирование лобных долей, развитие функций высшей нервной деятельности, формирование сознания и личности). И это следующий большой вопрос: какова эта возрастная нижняя граница? На данный момент в контексте проведенного исследования её очертания размыты.

Возвращаясь к контексту нашего психологического исследования важно заметить, что как выяснилось, не у всех респондентов в ментальную модель будущего входит собственный бизнес как самостоятельный конструкт. У многих респондентов он вообще не упоминается в видении. Отчего зависит наличие собственного бизнеса в видении? Этот вопрос представляет особый интерес в контексте рассматриваемой нами проблемы о видении успешной самореализации бизнесмена и определяет наши дальнейшие шаги в этом направлении.

Литература:

1. Александрович А.Э.,Спирин В.М. Корпоративная филосо¬фия.-Тверь: «Лилия Принт»,2006.

2. Альтшулер И., Городнов А. Бизнес как система. -C-Пб: Пи¬тер, 2011.

3. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности.-С-Пб: Санкт-Петербургский университет, 2002.

4. Дафт Р.Л. Уроки лидерства. -М.: Эксмо, 2007

5. Ксенчук Е. Системное мышление.-М.: Дело , 2011.

6. Кунде И. Корпоративная религия. -C-Пб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004

7. Левин К. Динамическая психология.-М.: Смысл, 2001.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. -М.: Смысл, 2007.

9. Макмахон Дженнифер. Хаус и Сартр: «Ад- это другие» Сб.:Хаус и философия. -М., Юнайтед Пресс, 2010.

10. Полани М. Личностное знание. -М.: Прогресс, 1985.

11. Сартр Жан-Поль. За закрытыми дверями. -М.: «АСТ Москва», 2007.

12. Теллис Д., Голдер П. Воля и видение. -C-Пб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990.

14. Цветков Э. Психология пророчества.-М.: Астрель: ACT, 2006.

15. Jonathan Eig, «Hanging On -A Housing Project Falls But the Poor Resist Orders to Move Out» , The Wall Street Journal (Decem¬ber! 9,2000).

АНЕКДОТ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

 

В.А.Сонин

 

Есть ли хоть одно социальное явление, историческая личность, которые бы не стали содержанием анекдота? Вождь племени, царь или император, барин или гусар, генерал или местечковый еврей, чукча или молдаванин, президент или заштатный бомж — все они в своей достойной мере обогатили нашу речь, стали в нашей интел-лектуальной и поведенческой деятельности важным средством ком-муникации, визитной карточкой имиджа и статуса личности.

Если сравнить определение анекдота, данное Владимиром Далем в Толковом словаре живого великорусского языка, с объяснением, представленным в Советском Энциклопедическом словаре, то в ин-терпретации такого короткого народного рассказа мы находим очень много общего по сути. У В. И. Даля анекдот — короткий по содержа-нию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае, байка, баутка. В Советском Энциклопедическом словаре анек¬дот есть короткий рассказ об историческом лице, происшествии.

Анекдот здесь рассматривается как жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ, миниатюра с неожиданной ин-тонацией, своеобразная юмористическая притча.

Известно, что общение — это осознание связи людей, входящих в любую человеческую общность. Именно в общении при взаимодей-ствии людей происходит обмен рациональной и эмоциональной ин-формацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также резуль¬татами деятельности. Общение является необходимым условием фор¬мирования личности и групп.

Именно в общении анекдот высвечивает у личности содержатель-ную, эмоциональную и интеллектуальную стороны. Анекдоты любят слушать все. Дети дошкольного возраста своеобразно обнажают взрослую жизнь, неожиданно открывая для себя и своих сверстников мир смешного и несопоставимого с ежедневными родительскими проповедями, сентенциями и запрещениями. Юношеская аудитория через анекдот вступает в пору сексуальной и социальной зрелости, где «ум с сердцем не в ладу», а они «и жить торопятся, и чувствовать спешат».

Зрелая публика, обретшая профессиональный и гражданский опыт, в анекдоте находит лаконичную форму самоутверждения своей самости, реализацию своего телесного (физического), эмоционального, социального, материального «Я», как в свое время утверждал У. Джеймс.

Для пожилых людей анекдот становится ностальгией по влечени-ям и желаниям, а порой неприятие той или иной забавной истории есть сублимированное проявление и обнажение подавленных и вытесненных в подсознание реальных замыслов и хотений. Взять, к примеру, хрестоматийную анекдотическую ситуацию, которая имеет хож-дение почти в каждой стране, почти в каждом коллективе. История очень узнаваема: в ней лишь можно спокойно менять имена.

- Слушай, Петрович. Если завтра не будет ветра, пойдем по женщинам!

Анекдот во все времена служил политическим барометром соци-ально-экономической ситуации в обществе, государстве. Он всегда аккумулировал живость ума, сочность языка, культуру отношений, отражал настроение людей (кто-то назовет их массами, кто-то наро¬дом), но для истории и историков эти людские байки — отличные ориентиры постижения причинно-следственных связей и развития человеческих отношений и самого разумного существа.

Философский мотив всех анекдотов точно выразил Б. Спиноза: «Смех есть радость, а потому сам по себе — благо».

Анекдот во все времена выступал невидимой психологической защитой человека от произвола власти, ударов судьбы, маскировки собственных слабостей. Как человек физиологически рационально отдергивает руку от раскаленного предмета, уходя от опасности кратчайшим путем, а глаз автоматически закрывается, когда в него летит инородное тело, так и анекдот в своей короткой, лаконичной и ем¬кой форме отражает реалии каждого дня, собственную немощь, удач¬но перенося ее на других, политические абсурды своих руководителей, личные и общественные пороки, слабости.

Если у Карела Чапека, по его собственному утверждению, смех — лучшая защита от ударов судьбы, то анекдот — лучшая форма выра-жения протеста, неодобрения происходящего, оценка события, яв¬ления, личности, ее историческая паспортизация.

Анекдот всегда пуповиной связан с реальным фактом. Даже если основные события его сюжета вымышлены, они проверяются дей-ствительностью: так могло бы быть. Даже если в нем действуют фантастические герои, звери, даже если его действие происходит в ирреальных пространствах — на том свете, в космосе, на Луне и т. д., — в изображаемых поступках героев угадываются знакомые контуры обыденных повторяющихся ситуаций социального взаимодействия людей. В идеале факты реальной действительности, которые находят отражение в анекдоте, проверяются в жанрах рассказа и сплетни. Только после этого, выдержав испытание по признаку типизации, они становятся фабульной основой анекдота. Реальность, которая рождает фабулу анекдота, — это реальность особого рода: она тяготеет к крайним, экзистенциально-смеховым проявлениям бытия. Только типичный и запредельный в своей забавности случай может лечь в основу анекдота. При этом важно понимать, что тот, кто в первый раз рассказывает анекдот, — не автор, а медиум, чьими устами гово¬рит коллективное бессознательное этноса.

Конструкция любого анекдота проста, как все гениальное и вели-кое. Именно в нем неожиданность фразы, окончания, интонации, жеста, своеобразного поворота события, факта. Если в афоризмах, крылатьбс выражениях, словах, максимах, притчах мы находим чет-кую логику при оригинальном исполнении, инструментовке, то в анекдоте есть другая логика — логика чувства и образа, аллегории, что воспринимается сразу легко и обязательно с улыбкой, общим смехом, различными последующими комментариями, порождением нового анекдота по ассоциациям сходства, смежности, контраста. Анекдот становится связующей нитью в любой компании, салоне, формальной или стихийной группе (баня, пляж, рыбалка, охота, купе поезда, очередь, командировка, шашлыки, просто тусовки различных социальных страт и т. п.). Принятие той или иной смешной, забавной, порой неправдоподобной истории сближает людей, раскрывает их потенциальные возможности ума, порождает симпатию и доверие. Но анекдот может стать и поводом размежевания людей, их разъединения. И причиной этому будут служить личные качества, политические взгляды, моральные и нравственные суждения о человеческих ценностях, конфессиальная агрессия, жизненный опыт, страх и опасность за подрыв собственного «Я», чиновничьи амбиции, личностные эспектации.

А. Вежбицка описывает анекдот в системе категорий элементарных смысловых единиц:

«Говорю: я хочу, чтобы ты себе представил, что случилось X;

думаю, что ты понимаешь, что я не говорю, что это случилось;

говорю это, потому что хочу, чтобы ты смеялся;

думаю, что ты понимаешь, что люди говорят это друг другу, чтобы смеяться».

Умение рассказать анекдот — особый дар человека. Здесь, как гово¬рили древние римляне, необходимо соблюдать три М: Меру, Место, Момент. Мера насыщения информацией слушателей, стопроцентное. ощущение места подачи анекдота и выбор самого момента — все это делает рассказчика лидером, душой компании, связующим центром.

Предположим, разговор заходит о вчерашнем выступлении по телевизору премьера, предлагающего очередную экономическую программу. И сразу, по ассоциации, «на эту тему есть анекдот»:

Нищий заходит в булочную, спрашивает у продавца:

— У вас булочки свежие?

— Свежие.

— Правда, свежие?

— Правда.

— А с изюмом есть?

— Есть.

— А изюм свежий?

— Свежий.

— Подайте, Христа ради, булочку.

Человек в своем познании неисчерпаем, многолик и многомерен. Человек в своих желаниях, влечениях, хотениях настолько разнообразен и не похож на своих «братьев по разуму», что только анекдотическая форма устного творчества может приблизиться в отражении норм и девиаций поведения.

Вот почему анекдот, как короткий устный рассказ, одновременно включает в себя столько разнообразных речевых функций, что ни обычный рассказ, ни другие художественные формы не могут приблизиться к столь яркому и содержательному откровению.

В самом анекдоте проявляются и гностические (познавательные, семантические) функции нашей речи, ее экспрессивность (эмоционально-чувственная выразительность); сигнификативность (обобщенность житейских сюжетов, ситуаций), полисемия (многозначие слова, фразы, ее многопрофильный перенос на це¬лый ряд событий, явлений, слабых и сильных сторон человеческой жизни).

Расхожая фраза «анекдот на всякий случай» может быть услышана и принята в любом этническом регионе, в любой компании от истеблишмента до портовых грузчиков, подростков-пубертатов и мужчинами, о которых говорят «серебро в бороду, а бес в ребро».

Зигмунд Фрейд, автор уникального психологического эссе «Ост-роумие и его отношение к бессознательному» (1905), собрал огром¬ную коллекцию анекдотов, что позволило великому ученому обосно¬вать механизмы и источники человеческого поведения.

В немецком (как и в русском) языке есть слова, которые могут быть в одном случае полны смысла, а в другом случае смысл их может быть незначительным. Зигмунд Фрейд подчеркивает, что в общих случаях техника такого анекдотического остроумия может извлечь пользу из таких соотношений речевого материала. У А. Ф. Кони, блистательного русского адвоката, честного судьи, есть каламбуры, опирающиеся на такие соотношения: «Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего."

«У него здоровье — кровь с молоком, но попробуйте сказать — молоко с кровью…» Получается нонсенс.

У Влада Листьева, талантливого тележурналиста, шоумена и продюсера было такое выражение: «У ас что ни делается, то к лучшему, а что к лучшему, то не делается...».

Ассоциативный принцип, отмечает К. Ф. Седов, может «работать по-разному. Иногда анекдот выступает в единственном числе, провождая и иллюстрируя намеченную в разговоре тему. Но бывает и так, что рассказанный по ассоциации анекдот сам становится пусковым механизмом для других анекдотов. Тогда собеседники начинают «травить анекдоты», т. е. анекдоты составляют основное содержание разговора. В качестве примера приведу начало подобного разговора:

- Хорошо на даче. Комары только замучили, черти.

- Кстати о комарах. Анекдот.

Летят два комара. Смотрят: слон. Один другому:

- Смотри, сколько мяса.

- Нам бы его только завалить, а там — до смерти запинаем.

- Кстати о слонах. Анекдот.

Слон сидит дома, телевизор смотрит. Вдруг звонок в дверь. Он вы-водит: за дверью никого. Только опять уселся — опять звонок. Он опять выходит: никого. Что за черт! Пригляделся: на кнопке звонка малень¬кий комар сидит и ногой на нее давит.

- Ты чего?

-Слониха дома?

-Нет.

- Ну тогда передай ей, что прилетал Эдуард.

Двусмысленность в анекдоте имеет историческую природу. С психологической точки зрения — это функция защиты, идущая от инстин¬кта самосохранения, но с социальной — личностная. Такой образец амбивалентности слова, фразы дает А. Толстой в историческом пове-ствовании «Смерть Ивана Грозного»: «По нитке с миру собираю, царь, Нагому на рубаху» (разрядка и курсив автора). Так говорит шут о боярине Нагом. В настоящее время все это трансформировалось в обы¬денное, знакомое всем «С миру по нитке — голому на рубаху».

Врач, отходящий от постели больной женщины, говорит, покачивая головой, сопровождающему его супругу:

- Эта женщина мне давно не нравится.

- Она мне тоже давно уже не нравится, — поспешно соглашается муж.

Профессиональная фраза о состоянии больного («Он мне не нравится», как само собой разумеющееся, заменяет отношение к состоянию здоровья) традиционно подчеркивает только профессионализм доктора, но в устах мужа она приобретает существенную семантическую выраженность: супружеское неприятие.

Возьмем из многочисленной анекдотической чапаевской серии такой анекдот, где Петька объясняет своему командиру анекдот, а тот никак не может понять, что от него хочет боевой его ординарец. Петька не выдерживает и кричит:

— Ну и дуб же ты, Василий Иванович!

Василий Иванович провел ладонью по своим историческим усам и с гордостью бросил:

— Да, Петька, крепок  я еще...

Отличная чекистская мыльная опера «Семнадцать мгновений весны» породила неисчерпаемую серию анекдотов про Штирлица. И здесь мы находим перлы двусмысленности, отражающей самые разноплановые понятия нашего советского бытия, нашей отечествен¬ной ментальности и речевой полисемии.

Когда Штирлиц подъехал к опушке леса, он увидел голубые ели, но ког¬да подошел  ближе, то обнаружил, что голубые не только ели, но и пили.

Опорная фраза «голубые ели» в силу апперцепции (восприятие на основе прошлого опыта) строит для сексуальных меньшинств дан¬ный (свой) образ, а для гетеросексуальной аудитории — живописный пейзаж.

3. Фрейд — гениальный создатель психоанализа, о котором подробно рассказано в первом разделе, составил сводку (его научный термин) технических приемов остроумия, которые можно отнести к анекдотам как разновидности и модификации фольклорного творчества масс, народного юмора.

1. Сгущение:

а) со смешенным словообразованием;

б) с модификацией.

2. Употребление одного и того же материала:

а) целое и части;

б) перестановка;

в) небольшая модификация;

г) одни и те же слова, употребляемые в одном и том же смысле, но потерявшие первоначальный смысл.

3. Двусмысленность:

а) обозначение имени собственного, вещи, предмета;

б) метафорическое и вещественное значение;

в) собственно двусмысленность;

г) двойное толкование;

д)двусмысленность с намеком.

Если в этот сводный ряд ввести наши голосовые возможности (интонация, модуляция, тонировки голоса, педалирование на отдельном звуке, слоге), незаметные синонимические, омонимические и паромимические переходы в другие понятийные парадигмы, то палитра красок народного творчества будет безгранична по яркости, сочнос¬ти, живости, неповторимости, ментальной выраженности.

Еврей пошел купаться. Выходит на берег, а ему говорят: «Молодой человек, еы или трусы наденьте, или крест снимите».

Так и в нашей реальной жизни надо как-то определиться и с убеждениями, и с принципами, с выбором семейным и профессиональным, конфессиональным и духовным.

Вот анекдот, просто фраза: «Семен, ты знаешь, твоя жена нам стала изменять...*

И здесь мы подходим к фундаментальному свойству анекдота как речевого жанра — принадлежности его к народному смеховому началу. Именно смех составляет основу анекдота и его главную иллокутивную силу (К. Ф. Седов). В этом смысле никак нельзя согласиться с утверждением Ефима Курганова о том, что анекдот «не относится к области юмористики». Анекдот — речевой жанр, основная функция которого — веселить. Непонимание этого продиктовано непониманием миросозерцательной, возрождающей функции смеха как явления культуры. «Настояший смех, — пишет М. М. Вахтин, - амбивалентный и универсальный, не отрицает серьезности, а очищает и восполняет ее. Очищает от догматизма, односторонности, окостенелости, от фанатизма и категоричности, от элементов страха или устрашения, от дидактизма, от наивности и иллюзий, от дурной одноплановости и однозначности, от глупой истошности. Смех не дает серьезности застыть и оторваться от незавершимой целостности бытия».

Смех, явленный в современном народном анекдоте, восходит к Смеховой философии, составляющей основу народного карнавального мироощущения, концепцию которого, как известно, разработал Бахтин.

Полагаем, что в любой компании взрослых, имеющих семейный опыт, эта фраза получит достойную реакцию. Общий смех всегда сближает и снимает тягостное напряжение.

Истинный интернационализм там, где люди своей национальности умеют рассказывать анекдоты про свои слабости и хитрости, жизненные различные выкрутасы, которые стали обычаями, традицией, помогают выжить, дружить, растить детей, делать дело.

Один обедневший человек занял у зажиточного знакомого сумму денег, уверив его в своем бедственном положении. В тот же самый день благотворитель застает его в ресторане перед тарелкой семги с майонезом. Он упрекает его:

— Как, вы занимаете деньги у меня, а потом заказываете себе деликатесы — семгу с майонезом. Для чего вам понадобились мои деньги?

— Я не понимаю, — отвечает должник, — когда я не имею денег, я не могу покупать себе семгу с майонезом, когда имею деньги, я не смею покупать семгу с майонезом. Когда же я, собственно, буду кушать семгу с майонезом?

Повторение слов «семга с майонезом» поразительно придает характер личности, что и подкупает слушателя, несмотря на все нарушения законов логики.

3. Фрейд называет такой прием передвиганием, его сущность состоит в отклонении хода мыслей, передвиганий психического акцента с первоначальной темы на другую.

Все зависит не от слова. Нет. Только от хода мыслей. Слова как-то теряются, а смысл достигается за счет передвигания психического акцента с первоначальной темы на обычное поведенческое бытовое действие, свою мотивацию, свои интересы, при которых личность работает как бы «под дурачка».

Очень важна в анекдоте его географическая и краеведческая про¬писка. Местный колорит и сама родная текстура делают его особен¬но близким и эмоционально выразительным.

Древние говорили, что любовь и голод правят миром. Во всех культурах, этносах, цивилизациях анекдоты на интимную тему за¬нимают доминирующее положение. И в них общие для всех проблемы: измена, флирт лукавство, деньги, соперники, острота и Качество удовольствия, слабость и сила партнера. Все это до боли и смеха нам всем знакомо, но ни смена поколений, ни общественные изменения, ни революции, ни перестройки, ни переходы от капи¬тализма к социализму и наоборот, не меняют эту проблему взаимоотношения полов.

Светлейший князь объезжает свои владения и замечает в толпе чело¬века, похожего на собственную персону. Он подзывает его и спрашивает:

— Служила ли твоя мать когда-либо в усадьбе?

— Нет, ваша светлость, — отвечает тот, — мать не служила, зато мой отец — да.

В целой серии самых разнообразных анекдотов замена единствен-ного возможного «нет» его противоположностью придает не только этому устному и короткому жизненному этюду конкретную содер-жательность, но и открывает целый пласт остроумия.

Есть такое выражение, как «сальный анекдот», подчеркивающий уровень культуры и воспитанности, вернее отсутствие ее, у простолюдинов, деклассированных элементов, представителей дна жизни. Сальность во многих странах рассматривается как сексуальная агрессивность. 3. Фрейд вообще считает: кто смеется над услышан¬ной сальностью, тот очевидец сексуальной агрессии. Сальность — это как бы обнажение лица противоположного пола, на которое оно направлено. Произнесением скабрезных слов она вынуждает лицо, к ко-торому они относятся, представить себе соответствующую часть тела, и показывает ему, что и произнесший эти слова сам представляет себе то же самое.

Нет сомнения в том, что первоначальным мотивом зацикленности на сексуальной теме является определенная личностная неудовлетворенность (она всегда скрывается, маскируется, ибо это один из значимых показателей реноме личности), подавленность его половых влечений, низкий уровень культуры и определенная степень эротизаций психики человека. Вот почему сальные анекдоты име¬ют свою аудиторию: армейская казарма, колония, школьные интернаты, сборы спортсменов, общежития, закрытые зоны (сексуальная депривация).

Автор филологических этюдов К. Ф. Седов выделяет три основные разновидности языковой игры в современном народном анекдоте: 1

1) игра как реализация потенций языковой системы (фонетический, лексический, словообразовательный и грамматический уровни);

2) игра на уровне текстового строения;

3) игра жанрово-ролевыми нормами речевого взаимодействия.

1. Анекдоты с игрой на языковом уровне.

а) фонетический уровень:

Анка приехала из-за границы и говорит Петьке:

— Ты знаешь, я там такой фужер произвела!

—Дура, не фужер, а фураж!

— Нет, фужер! Пошли у Василь Иваныча спросим.

— Василь Иваныч, как правильно: фужер или фураж?

— Ребят, вы же знаете, я в этом деле вообще не Копенгаген.

б) лексический уровень:

Штирлиц склонился над картой СССР. Его неудержимо рвало на Родину.

в) словообразовательный уровень:

— Вовочка, кем работает твой отец ?

— Он солист.

— А где он поет, в Большом театре?

— Он не поет, он солит огурцы, помидоры и капусту.

г) грамматический уровень:

В ресторане. Молодой человек подходит к грузину и спрашивает:

— Разрешите пригласить вашу даму на танец?

— Нэт, нэ разрэшаю! Я ее поил, я ее кормил, я ее и танцевать буду!

2. Анекдоты с игрой на текстовом уровне.

а)нарушение целостности при сохранении иллюзии связности:

- Летят два крокодила: один зеленый, другой на север. Спрашивается:

сколько лет пьяному ёжику?

Ответ: «А зачем мне холодильник, когда я не курю ?»

б)нарушение связности при сохранении целостности текста: Машенька, рыдая, прибегает к маме.

— Доченька, что случилось?

— Папа ударил себе молотком по пальцу!

— А ты почему плачешь ?

— А я засмеялась.

в) незапланированная целостность:

На военной кафедре.

— Товарищи студентки! Здесь из вас будут делать зрелых женщин- офицерок. Сперва этим займусь я, а потом остальные офицеры нашей кафедры.

б)ложная антиципация (предвосхищение):

В деревне.

— Теть Маш, теть Маш, я вашу дочку того...

— Ну, тогда женись!

— Да нет, я ее того... трактором переехал.

в) скрытый смысл:

По улице идет старый Рабинович. Его спрашивают:

— Рабинович, как ваше здоровье?

— Не дождетесь!

3. Анекдот с жанрово-ролевой игрой.

В Питер приехала бабка из деревни. Подходит к молодому человеку:

— Слышь, сынок, как пройти на Невский-то проспект?

— Во-первых, бабка, не сынок, а чувак; во-вторых, не пройти, а про- хилять; в-третьих, не на Невский, а на Брод; а в-четвертых, вон аскни лягавого, а то я в натуре не втыкаюсь.

Бабка подходит к милиционеру:

— Слышь, легавый, как прохилять на Брод, а то вон аскнула чувака, а он, в нamvne. не втыкается.

Милиционер изумленно:

— Ты чё, хиппуешь, клюшка?

Закономерен механизм рождения анекдотов, их распространение, устойчивость и специфика направленности. Для этого можно вспом¬нить целые классы (кластеры), социальные ниши, этнические и культурные пласты со своим анекдотическими рубриками тем, объектов, предметов, отдельных личностей, ставших содержанием народного устного творчества, имя которому -- анекдот.

Внимание, внимание!!! Говорит армянское радио. Точное армянское время — приблизительно полвосьмого.

У армянского радио спрашивают: «Сколько нужно атомных бомб, чтобы уничтожить город Ереван?» Армянское радио отвечает: «Тби¬лиси тоже неплохой городишко».

Мы сейчас не анализируем саму схему построения данного анек¬дота, его политическая конструкция ясна: придуманная братская дружба народов стала принимать естественную форму — форму анекдота. Армянскому радио, как одной из анекдотических рубрик, были заданы бесчисленные вопросы миллионов радиослушателей по во¬просам сохранения мира, любви, семейных отношений. Что только не спрашивали, чем только не интересовался наш народ, лишенный гласности и естественных форм человеческого общения! Официаль¬ные власти через свои опоры, силовые министерства, идеологичес¬кий аппарат пытались навесить этому же народу идею, установку, что создатели армянского радио, его сочинители — сотрудники ЦРУ. И тут же армянское радио на вопрос внимательного слушателя, кто это у вас сидит и все придумывает, с армянской легкостью ответило:«Кто придумывает, тот и сидит».

Блестящее использование паронима для логического завершения проблемы: «Кто сидит, тот и придумывает».

По анекдотам армянского радио можно изучать социокультурный, нравственно-политический уровень советских трудящихся и такой феномен, как советский образ жизни со всеми его плюсами и негативными проявлениями.

Анекдоты армянского радио охватили все сферы нашей жизни и действительности с конца 1950-х гг. до настоящего времени. Они ста¬ли первым всенародным глотком нового восприятия казарменной жизни на всех уровнях социалистического быта:

Вслед армянскому радио, словно конница ворвалась в осажден-ный город, пришла новая волна анекдотов — чапаевская серия. Здесь, как и в первой серии анекдотов, сработал механизм отторже¬ния и отчуждения официальной морали, неприятия ложных ценностей и потребность духовного раскрепощения, а через нее — получение удовольствия, наслаждения, что свойственно человеческому организму.

Василий Иванович, Петька, Анка-пулеметчица стали любимой народной серией анекдотических баек, сказок, шуток, выражений, они вошли в нашу речь и язык, пополнили и обогатили нашу лексику, они стали историей, как сама легендарная личность комдива Чапаева Василия Ивановича, честного и смелого, простого и хо-рошего человека, к которому симпатии, любовь, признание не иссякли.

Почувствовав лексическую свободу и анекдотическую раскованность (несмотря на то что за политические анекдоты можно было лишиться работы, положения, имени), народ приступил к созданию новой серии— ленинской... '

Эти анекдоты рассказывали на кухнях друзьям, в очень и очень доверительных интимных беседах, но снежный вал нарастал: Ленин, Сталин, Буденный, их окружение, ЧК, ГПУ, затем Хрущев, КГБ, Андропов, политбюро не смогли избежать всенародного анализа в фольклорном ерническом исполнении.

Анекдотический имидж лидера, вождя, руководителя, организа-ции, системы всегда соответствовал сути или приближался копией к оригиналу. Леонид Ильич Брежнев стал благодатным материалом для очередного анекдотического взрыва. Иллюстрировать можно до бесконечности его военные и литературные подвиги, орденофрению, братание со всеми, везде и повсюду, и особенно оставшийся в памяти человечества его поцелуй — с Хоннекером.

Анекдоты про чукчей, молдаван, хохлов и их сало, про перестройку Горбачева и его жену, про сегодняшних руководителей России, новых русских и блондинок обогатили золотой фонд народного твор¬чества. И во всех речевых поделках в который раз проявились сметливость, оригинальность, раскрылись красота и изящество русского языка, его палитра синонимов, омонимов, паронимов, полисемии, выразительных различных языковых средств.

Мне приходилось посещать много стран в Европе и Западном по¬лушарии, но везде российский, русский, советский анекдот воспринимался на уровне принятия выступлений Большого театра, его балета, нашего цирка, ансамбля имени Александрова, виртуозов Москвы под руководством Спивакова на ура, на бис, на многих языках звучало: еще, еще, еще расскажите!

Даже анекдоты про трагедию Чернобыля не были кощунством или цинизмом по отношению к этим мученикам и страдальцам, жертвам великой аварии. Это было отношение к власти, режиму, который допустил эту беду, российскую, белорусскую, украинскую Хиросиму.

Анекдот стал для людей юмористическим удовольствием, потребность в котором, как показывает наша действительность, неисчерпаема. Это вид душевной и психической деятельности для нашего народа был не только защитным механизмом, но и неистребимой жаждой общения, выживания. В нашей анекдотической устной энциклопедии мы найдем сюжеты про любовь и пьянство, человеческие пороки и деяния, про вождей и царей, тещ и коварных соседей.

Неудивительно, что тещи как образ анекдотического воспроиз-водства семейных отношений — явление чисто советско-российское по причине исторического коммунального совместного бытия, ко-торое на Западе вряд ли возможно и допустимо.

У нас есть анекдоты про всех и про все, но нет ни одного анекдо¬та, в котором бы негативно упоминалось имя святое для всех, имя БОГА. И эта святость к этому имени не может диктоваться властью, системой, она определяется духовностью и таинством бытия.

Предлагаемые широкому читателю различные анекдоты представляют собой отражение нашего социального бытия, восприятия самих и себе подобных, отличных от нас, что порой нас удивляет, радует, возмущает, вызывает интеллектуальные и эмоциональные, переживания. Реакция на все эти фольклорные опусы у читающей и слушающей аудитории разная.

Большинству содержание и подача анекдотов импонирует, вызывает естественные и адекватные реакции, переживания, отношения.

Реакция на все эти фольклорные опусы у читающей и слушаю¬щей аудитории разная. Когда я говорю о большинстве, то здесь подразумеваются люди различных социальных страт (групп, слоев, общ-ностей), возрастов, профессиональных и религиозных устремлений и принадлежностей, культурного и духовного потенциала. Действительно, есть анекдоты, которые не эстетичны, не релевантны (не соответствуют) вкусу читателя-сибарита, слушателя, воспитанного на тонком и изящном кружевном слове.

Но они есть, они рождены людьми, они от наших людей, о каждом из которых Андрей Платонов говорил, что «без меня народ не полон». Без них нет того аромата русской литературы, фольклорной культуры, которая, как правда, всегда с нами, порой против нас, но всегда выше нас.

В Канаде я встретил следующую надпись на бампере роскошного автомобиля: «Русская литература лучше секса». Правда, надпись была на английском языке, но смысл ее велик и прост. Если кто-нибудь может мне представить совершенно идеальный вариант анекдотов, являющих собой сахарный сироп на дистиллированной воде (на которой, естественно, готовить нельзя), я буду признателен.

Кроме анекдотов, представлены и другие формы народного твор-чества: фразы, зарисовки, этюды, поговорки, омонимы, паронимы, сюжетные эскизы нашей многообразной жизни, про которую порой в сердцах говорят, что не жизнь, а сплошной анекдот. В сборнике нет и последнего анекдота, хотя его можно прочитать как последний в изложении и подаче автора. Анекдот, как всякая женщина, которая напоминает книгу, у которой нет последней страницы. Весь фольклорный анекдотический материал, представленный во второй части книги, можно условно разделить на пять относительно самостоятельных информационных народных зарисовок, в который есть история, быт, ментальность, культура, обычаи, традиции, социальный дух, свое время и свои слушатели, свои почитатели.

Рубрики мною подобраны следующие: социально-бытовые, ин-тимно-личные, политико-идеологические, авторские (анекдоты от конкретного лица), национально-развлекательные. Но все они орга-нично взаимосвязаны. Если мы рассказываем о комизме быта определенного этноса, группы, то интимно-личная тема будет звучать, а может, ее дополнит и политико-идеологическая, аккумулирующая и социально-бытовые штрихи. Все смешалось «в доме Болконских», все проявилось в анекдоте.

Гоголь 19 сентября 1931 г. пишет письмо А. С. Пушкину, в котором просит дать ему сюжет для нового художественного произведения. Пушкин со свойственной ему раскованностью и легкостью со-общает ему новый салонный петербургский анекдот. Так появился на свет «Ревизор», родившийся из эпистолярной переписки великих людей России.

Аполлон Александрович Григорьев (1822—1964), поэт, литератур¬ный критик, переводчик, автор широко известного романса «Поговори же ты со мной, гитара семиструнная» в честь 60-летия Александра Сергеевича Пушкина сказал: «Пушкин наше все: представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным (курсив автора) после всех столкновений с чужими, другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при возможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ нашей народной сущности, образ, который мы еще долго будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически нашего».

Пушкин — «наше все» — в «Евгении Онегине» (глава 1, строфа 6) сумел выразить органично наше, бытийное:

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли:

Но дней минувших анекдоты (выделено В. А. Сониным),

От Ромула до наших дней,

Хранил он в памяти своей.

 

Сможем ли мы все это сохранить?

 

 

С искренним уважением к вам, мой читатель, слушатель,
неиссякаемый источник и кладезь фольклорной мудрости,

 

Валерий Сонин

"Как лечить панические атаки?"

​Линде Н.Д. Профессор Московского Гуманитарного университета, Института Психоанализа, к. псх. н. Действительный член ППЛ, руководитель модальности "Эмоционально-образная терапия.

Аннотация

Статья рассказывает о новых идеях, объясняющих

происхождение панических атак, традиционно

представляющих значительные трудности для

психотерапии. Предлагаются методы ЭОТ,

позволяющие быстро и эффективно справиться с ПА.

 

​Панические атаки многим представляются чем-то загадочным и непреодолимым [1], [2]. Многие считают, что это заболевание пожизненное, надо просто приспособиться и постоянно лечиться. Скажу кратко, что я считаю, что, работая в рамках Эмоционально-образной терапии, мне удалось разгадать то, как устроены панические атаки, понять, в чем их причина и найти общее для всех случаев психологическое «лечение» этой проблемы. Такое заявление может показаться слишком самоуверенным, но я расскажу, как это произошло. Знаете, открытие пенициллина произошло ведь случайно, так же случайно я натолкнулся на разгадку природы панических атак. Но это было возможно только в работе методом ЭОТ, почему, будет ясно из дальнейшего.

Как-то пришла ко мне на консультацию молодая женщина, которая уже три года страдала паническим расстройством и совершенно отчаялась в надежде от него избавиться. «Вот, смотрите, у меня руки постоянно трясутся, не надо даже глаза закрывать!» - говорит она. Кисти ее рук действительно непрерывно тряслись! - «Я ужасно боюсь сойти с ума! Можете ли Вы дать мне гарантию, что я не шизофреник?» Я говорю: «Легко. Любую бумагу подпишу, я невооруженным глазом вижу, что ты не шизофреник!» Она: «А потом? Я ведь потом могу сойти с ума…У нас соседка шизофреничка! Это такой ужас! Я боюсь стать такой! Вы мне можете гарантировать, что я потом не сойду с ума?! Я же могу повредить моему ребенку, убить моего мужа…»

Я говорю:

- Представьте на этом стуле ту сумасшедшую Марину (имя изменено), которой Вы так боитесь стать.

- О! Она такая ужасная! У нее такие патлы на голове. У нее страшные когти на рука