top of page

Практический курс

"Экстренная психологическая помощь"

СТАРТ 4-5 апреля

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 

1-й модуль

ОСНОВЫ ЭПП (16 ак.ч)

 

-Специфика работы.

-Этика и возможности экстремального психолога.

-Особенности состояния человека в экстремальных условиях.

-Возрастная и этнопсихология.

-Стабилизация, валидация, активное слушание.

-Травматический стресс.

-Этиология и динамика.

-Патологическое горе, аффективные расстройства.

-Диагностика и подбор метода работы.

-Влияние психофизиологических процессов в экстремальной ситуации на состояние и поведение человека.

-Возможности практического применения знаний о психофизиологии стресса в ЭПП. 

-Личная безопасность специалиста.

-Факторы риска дестабилизации психики.

-Схема реагирования в случае контрпереноса и встречи со схожей личной историей. Способы восстановления.

-Основные копинг-стратегии и защитные механизмы у людей экстремальных профессий.

-Зарубежный опыт.

-Разбор кейсов.

-Обзор техник и методов ЭПП. 

-Интеграция психотерапевтических направлений в ЭПП: КБТ, EMDR, DBT, ОРКТ, Нарративная психотерапия.

-Техники позволяющие работать со стабилизацией состояния, с состоянием сверхбдительности, “молчаливым ужасом”, острыми реакциями.

-Что помогает выстроить эффективный диалог, установить контакт, вернуть ощущением безопасности?

 

2-й модуль

ПОТЕРЯ (8 ак.ч)

 

- Острое горе при внезапной потере.

- Особенности оказания ЭПП родственникам и близким погибших.

- Течение острого горя в первые часы, дни.

- Сообщение о смерти: кто должен сообщать и как?

- Основные трудности при работе с острым горем.

- Факторы риска развития патологического горя.

- Практикум.

- Тактики построения диалога с человеком, переживающего потерю.

 

 

СУИЦИД (8 ак.ч)

 

- ЭПП при текущей попытке суицида.

- Теоретические модели суицидального поведения.

- Позиция психолога.

- Предикторы суицидальной попытки.

- Стратегии переговоров: возможности и риски.

- Задачи психологического сопровождения.

- Специфика суицидального поведения у разных категорий клиентов.

- Самоповреждающее поведение.

- Специфика ЭПП при завершенном и текущем суициде.

- Просмотр фильма.

- Профессиональная дискуссия.

 

3-й модуль

ПРЕДЕЛ ЖИЗНИ (16 ак.ч)

 

- Принципы ЭПП умирающему.

- Социальная культура отношения к смерти.

- Время смерти: что человек думает о своей смерти,  помощь в последние дни и часы жизни.

- Основы паллиативной помощи и её развитие в разных странах.

- Коммуникация и этика при работе с умирающим.

- Влияние неизлечимого заболевания на семью: аспекты психологической, социальной и духовной поддержки умирающих и членов их семей.

- Процесс поддержки семьи после тяжелой утраты.

- Экология работы с умирающими людьми.

 

4-й модуль

ТЕРАКТ (16 ак.ч.)

- Формы психической дезадаптации непосредственных и косвенных жертв терактов.

- Клинический, социальный, психологический спектр последствий терактов.

- Предикторы развития психопатологический симптоматики у косвенных жертв терактов.

- Переживание террористической угрозы и ее влияние на психическое состояние.

- Механизмы травмирующего воздействия и роль СМИ. 

- Формы поддержки жертв терроризма – международный опыт.

- Антивитальное поведение.

- Факторы риска возникновения антивитального поведения.

- Психологический портрет “стрелка”: ожидания и реальность.

- Анализ ситуаций со стрельбой в массовых местах в России и за рубежом.

- Специфика переживаний жертв антивитального поведения и работа с ними. 

5-й модуль

 БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ (16 ак.ч.)

- Адаптация к условиям боевых действий.

- Психогенные факторы деятельности в условиях боевых действий.

- Боевая психическая травма, травматический стресс и механизм развития посттравматического стрессового синдрома.

- О системе и принципах реабилитации участников боевых действий.

- Практикум.

- Методики и техники диагностики последствий боевых психических травм и ПТСР.

- Методы оперативной реабилитации участников боевых действий.

 

6-й модуль

СЕКСУАЛИЗИРОВАННОЕ НАСИЛИЕ. (16 ак.ч)

 

- Общество и насилие.

- Отношение современного общества к насилию в целом и к пережившим сексуальное насилие (СН) в частности.

- Роль СМИ в формировании общественного мнения к вопросам насилия.

- Специфика переживания травмы СН.

- Влияние социального окружения на степень тяжести переживания.

- Этно-культуральные особенности.

- Особенности совладания с травмой СН у взрослых и детей.

- Непосредственные реакции и отсроченные соматические, психические и социальные последствия травмы.

- Экология работы с пострадавшими.

- Практическая часть.

- Процесс понимания как эффективный способ ЭПП.

- Обсуждение реальных случаев, моделирование взаимодействия с пострадавшими.

- Экология работы  для всех сторон процесса ЭПП.

7-й модуль

ЭПП ДЕТЯМ (8 ак.ч)

- Суицидальное поведение.

- Сложности и симптомы психотравмы (ранний, дошкольный, младший, подростковый возраст).

- Влияние семейных отношений.

- Симптомы суицидальных намерений у ребёнка.

- Влияние “групп смерти” в соц.сетях: ожидания и реальность.

- Практика ЭПП ребенку с суицидальными намерениями.

- Потеря и горевание.

- Этапы и специфика переживания утраты детьми.

- Психологические аспекты включения ребенка в семейные процессы горевания.

- Отсроченные последствия психотравмы у ребенка.

- Специфика работы с близкими пострадавшего ребёнка.

- Практикум по оказанию ЭПП детям. 

- Практикум.

- Возможности и особенности применения арт-терапии в ЭПП.

- Обзор применяемых техник (индивидуальные, семейные и групповые) и видов арт-терапии.

- Специфика организации пространства, выбора материалов, подготовки к работе. - Инструментарий: техники на установление контакта, эмоциональное отреагирование, нормализацию психо-эмоционального состояния и актуализацию ресурсов совладания.

 

ДИСТАНТНАЯ ЭПП (8 ак.ч)

 

- Стратегии и принципы удаленной работы.

- Специфика использования телефонии, мессенджеров, почты и форматы работы с ними.

- Частые запросы (суицидальные мысли/намерения, переживание утраты, как сообщить о смерти/тяжелой болезни родственникам в другом городе).

- Сложности для специалиста и способы их преодоления.

- Профессиональные навыки и техники интернет-ЭПП.

- Обобщение полученного опыта.

- Моделирование ситуаций ЭПП в группах.

- Отработка практических навыков.

- Обратная связь.

- Ответы на вопросы участников.

- Подведение итогов.

Ведущие

Игорь Соловьев.jpg

Соловьев Игорь 

Кандидат психологических наук. Большой опыт психологического сопровождения служебно-боевой деятельности военнослужащих в вооруженных конфликтах на территории Северо-Кавказского региона и реабилитации участников боевых действий (1995-2003).  Автор книги «Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и психореабилитация» (М.: Витязь-Братишка, 2000). 

Преподаватель профильного спецкурса на факультетах психологии Военного университета МО РФ и Московского гуманитарного университета. Полковник в отставке.   

 

Андронова Анна 

Социальный психолог, специализация - экстремальная психология и кризисное консультирование. Опыт работы в ЭПП более 10 лет. Сфера интересов:  экстремальные переговоры (с угрозой суицида и гомицида); телесно-ориентированная психотерапия. Преподаватель РУДН.

 

Андронова Анна.jpg
Христофорова мария.jpg

Христофорова Мария

Психолог, арт-терапевт. Опыт работы в ЭПП более 9 лет. Профильная экспертная деятельность по России и за рубежом. Сфера интересов: кризисная психология, суицидология, стрессология, детская психология, теория и практика ресурсов совладания личности. Преподаватель профильных курсов в МГУ и МГОУ.

 

Пыжьянова Лариса 

Психолог детского хосписа «Дом с маяком». Кандидат психологических наук. Опыт работы в ЭПП 10 лет (подробнее здесь). Сфера интересов: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условиях.

 

Лариса Пыжьянова.png
Ектерина протопопова.jpeg

Протопопова Екатерина 

Руководитель проекта «Группы психологической поддержки» www.psy.group. Клинический психолог, сертифицированный EMDR терапевт. Опыт работы в ЭПП более 9 лет. Сфера интересов: кризисная психология, суицидология, экстремальная психология, депрессивные состояния, эффективность психотерапии.

 

Эрлих Марина 

Клинический психолог, 20 лет работы в РОО Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры» в качестве консультанта телефона доверия, психолога, тренера, лектора, супервизора. Основная деятельность: реабилитация взрослых и детей пострадавших от любых видов насилия.

Сфера интересов: тема насилия во всех аспектах и изменение общественного сознания в отношении данного вопроса, шоковые травмы и травмы развития, профилактика эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий.

 

марина эрлих.jpg

Наш адрес:

г. Москва, Холодильный переулок, д. 3, к. 1 стр.3.

офис 3211 (4 мин. от метро).


Наш телефон: +7 (925) 520-69-87
E-mail: info@nigpil.ru

bottom of page