
Наш адрес: 115191, г. Москва,
4-й Рощинский проезд, 19с2
Наш телефон: +7 (495) 411-20-17
E-mail: pers65@mail.ru
Практический курс
"Экстренная психологическая помощь"
СТАРТ 4-5 апреля
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1-й модуль
ОСНОВЫ ЭПП (16 ак.ч)
-Специфика работы.
-Этика и возможности экстремального психолога.
-Особенности состояния человека в экстремальных условиях.
-Возрастная и этнопсихология.
-Стабилизация, валидация, активное слушание.
-Травматический стресс.
-Этиология и динамика.
-Патологическое горе, аффективные расстройства.
-Диагностика и подбор метода работы.
-Влияние психофизиологических процессов в экстремальной ситуации на состояние и поведение человека.
-Возможности практического применения знаний о психофизиологии стресса в ЭПП.
-Личная безопасность специалиста.
-Факторы риска дестабилизации психики.
-Схема реагирования в случае контрпереноса и встречи со схожей личной историей. Способы восстановления.
-Основные копинг-стратегии и защитные механизмы у людей экстремальных профессий.
-Зарубежный опыт.
-Разбор кейсов.
-Обзор техник и методов ЭПП.
-Интеграция психотерапевтических направлений в ЭПП: КБТ, EMDR, DBT, ОРКТ, Нарративная психотерапия.
-Техники позволяющие работать со стабилизацией состояния, с состоянием сверхбдительности, “молчаливым ужасом”, острыми реакциями.
-Что помогает выстроить эффективный диалог, установить контакт, вернуть ощущением безопасности?
2-й модуль
ПОТЕРЯ (8 ак.ч)
- Острое горе при внезапной потере.
- Особенности оказания ЭПП родственникам и близким погибших.
- Течение острого горя в первые часы, дни.
- Сообщение о смерти: кто должен сообщать и как?
- Основные трудности при работе с острым горем.
- Факторы риска развития патологического горя.
- Практикум.
- Тактики построения диалога с человеком, переживающего потерю.
СУИЦИД (8 ак.ч)
- ЭПП при текущей попытке суицида.
- Теоретические модели суицидального поведения.
- Позиция психолога.
- Предикторы суицидальной попытки.
- Стратегии переговоров: возможности и риски.
- Задачи психологического сопровождения.
- Специфика суицидального поведения у разных категорий клиентов.
- Самоповреждающее поведение.
- Специфика ЭПП при завершенном и текущем суициде.
- Просмотр фильма.
- Профессиональная дискуссия.
3-й модуль
ПРЕДЕЛ ЖИЗНИ (16 ак.ч)
- Принципы ЭПП умирающему.
- Социальная культура отношения к смерти.
- Время смерти: что человек думает о своей смерти, помощь в последние дни и часы жизни.
- Основы паллиативной помощи и её развитие в разных странах.
- Коммуникация и этика при работе с умирающим.
- Влияние неизлечимого заболевания на семью: аспекты психологической, социальной и духовной поддержки умирающих и членов их семей.
- Процесс поддержки семьи после тяжелой утраты.
- Экология работы с умирающими людьми.
4-й модуль
ТЕРАКТ (16 ак.ч.)
- Формы психической дезадаптации непосредственных и косвенных жертв терактов.
- Клинический, социальный, психологический спектр последствий терактов.
- Предикторы развития психопатологический симптоматики у косвенных жертв терактов.
- Переживание террористической угрозы и ее влияние на психическое состояние.
- Механизмы травмирующего воздействия и роль СМИ.
- Формы поддержки жертв терроризма – международный опыт.
- Антивитальное поведение.
- Факторы риска возникновения антивитального поведения.
- Психологический портрет “стрелка”: ожидания и реальность.
- Анализ ситуаций со стрельбой в массовых местах в России и за рубежом.
- Специфика переживаний жертв антивитального поведения и работа с ними.
5-й модуль
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ (16 ак.ч.)
- Адаптация к условиям боевых действий.
- Психогенные факторы деятельности в условиях боевых действий.
- Боевая психическая травма, травматический стресс и механизм развития посттравматического стрессового синдрома.
- О системе и принципах реабилитации участников боевых действий.
- Практикум.
- Методики и техники диагностики последствий боевых психических травм и ПТСР.
- Методы оперативной реабилитации участников боевых действий.
6-й модуль
СЕКСУАЛИЗИРОВАННОЕ НАСИЛИЕ. (16 ак.ч)
- Общество и насилие.
- Отношение современного общества к насилию в целом и к пережившим сексуальное насилие (СН) в частности.
- Роль СМИ в формировании общественного мнения к вопросам насилия.
- Специфика переживания травмы СН.
- Влияние социального окружения на степень тяжести переживания.
- Этно-культуральные особенности.
- Особенности совладания с травмой СН у взрослых и детей.
- Непосредственные реакции и отсроченные соматические, психические и социальные последствия травмы.
- Экология работы с пострадавшими.
- Практическая часть.
- Процесс понимания как эффективный способ ЭПП.
- Обсуждение реальных случаев, моделирование взаимодействия с пострадавшими.
- Экология работы для всех сторон процесса ЭПП.
7-й модуль
ЭПП ДЕТЯМ (8 ак.ч)
- Суицидальное поведение.
- Сложности и симптомы психотравмы (ранний, дошкольный, младший, подростковый возраст).
- Влияние семейных отношений.
- Симптомы суицидальных намерений у ребёнка.
- Влияние “групп смерти” в соц.сетях: ожидания и реальность.
- Практика ЭПП ребенку с суицидальными намерениями.
- Потеря и горевание.
- Этапы и специфика переживания утраты детьми.
- Психологические аспекты включения ребенка в семейные процессы горевания.
- Отсроченные последствия психотравмы у ребенка.
- Специфика работы с близкими пострадавшего ребёнка.
- Практикум по оказанию ЭПП детям.
- Практикум.
- Возможности и особенности применения арт-терапии в ЭПП.
- Обзор применяемых техник (индивидуальные, семейные и групповые) и видов арт-терапии.
- Специфика организации пространства, выбора материалов, подготовки к работе. - Инструментарий: техники на установление контакта, эмоциональное отреагирование, нормализацию психо-эмоционального состояния и актуализацию ресурсов совладания.
ДИСТАНТНАЯ ЭПП (8 ак.ч)
- Стратегии и принципы удаленной работы.
- Специфика использования телефонии, мессенджеров, почты и форматы работы с ними.
- Частые запросы (суицидальные мысли/намерения, переживание утраты, как сообщить о смерти/тяжелой болезни родственникам в другом городе).
- Сложности для специалиста и способы их преодоления.
- Профессиональные навыки и техники интернет-ЭПП.
- Обобщение полученного опыта.
- Моделирование ситуаций ЭПП в группах.
- Отработка практических навыков.
- Обратная связь.
- Ответы на вопросы участников.
- Подведение итогов.
Ведущие

Соловьев Игорь
Кандидат психологических наук. Большой опыт психологического сопровождения служебно-боевой деятельности военнослужащих в вооруженных конфликтах на территории Северо-Кавказского региона и реабилитации участников боевых действий (1995-2003). Автор книги «Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и психореабилитация» (М.: Витязь-Братишка, 2000).
Преподаватель профильного спецкурса на факультетах психологии Военного университета МО РФ и Московского гуманитарного университета. Полковник в отставке.
Андронова Анна
Социальный психолог, специализация - экстремальная психология и кризисное консультирование. Опыт работы в ЭПП более 10 лет. Сфера интересов: экстремальные переговоры (с угрозой суицида и гомицида); телесно-ориентированная психотерапия. Преподаватель РУДН.


Христофорова Мария
Психолог, арт-терапевт. Опыт работы в ЭПП более 9 лет. Профильная экспертная деятельность по России и за рубежом. Сфера интересов: кризисная психология, суицидология, стрессология, детская психология, теория и практика ресурсов совладания личности. Преподаватель профильных курсов в МГУ и МГОУ.
Пыжьянова Лариса
Психолог детского хосписа «Дом с маяком». Кандидат психологических наук. Опыт работы в ЭПП 10 лет (подробнее здесь). Сфера интересов: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условиях.


Протопопова Екатерина
Руководитель проекта «Группы психологической поддержки» www.psy.group. Клинический психолог, сертифицированный EMDR терапевт. Опыт работы в ЭПП более 9 лет. Сфера интересов: кризисная психология, суицидология, экстремальная психология, депрессивные состояния, эффективность психотерапии.
Эрлих Марина
Клинический психолог, 20 лет работы в РОО Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры» в качестве консультанта телефона доверия, психолога, тренера, лектора, супервизора. Основная деятельность: реабилитация взрослых и детей пострадавших от любых видов насилия.
Сфера интересов: тема насилия во всех аспектах и изменение общественного сознания в отношении данного вопроса, шоковые травмы и травмы развития, профилактика эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий.

Наш адрес:
г. Москва, Холодильный переулок, д. 3, к. 1 стр.3.
офис 3211 (4 мин. от метро).
Наш телефон: +7 (925) 520-69-87
E-mail: info@nigpil.ru