Эмпатия и мотивация: психологическое содержание взаимосвязи и отличия.

Гаврилин П.В., кандидат психологических наук, руководитель НОУ ДПО «НИГПИЛ»,  доцент кафедры психологического консультирования АНОО ВПО «Международный славянский университет им. Г.Р.Державина».

Захаров В.В., преподаватель НОУ ДПО "НИГПИЛ", аспирант АНОО ВПО «Международный славянский университет им. Г.Р.Державина».

 

 

Аннотация. В статье приведено методологическое исследование понятия «эмпатия», изучены его составляющие, охарактеризованы различные подходы; рассмотрено понятие потенциала личности. Автор высказывает предположение о зависимости уровня эмпатии и степени потенциала и мотивации личности к развитию в профессиональной сфере.

 

Ключевые слова: эмпатия, потенциал личности, самоактуализация, рефлексия, становление профессионала, развитие личности, уровень мотивации, мотивация.

 

Abstract. The article gives a methodological study of the concept empathy, studied its components, characterized by different approaches; The notion of individual potential. The author suggests a relationship between the level of empathy and the degree of capacity and motivation of the person to develop in the professional sphere.

 

Keywords: empathy, the capacity of the individual, self-actualization, reflection, becoming a professional, personal development, motivation, motivation.

 

Происходящие в настоящее время перемены в области культуры, в политико-экономическом положении нашей страны неизбежно ведут к изменениям в социальной среде. Так, сегодня все больше общественные интересы перестают быть интересами каждого, гораздо реже можно встретить искреннее участие человека в жизни коллектива, группы, других людей. Все более ярко проявляются в различных сферах человеческой жизни процессы индивидуализации. Приоритетными для людей сегодня стали исключительно  личные интересы, мотивы собственного успеха, престижа, первенства, благополучия. Сегодня редко крайне можно встретить тех, кто готов и способен переживать чужие сложности как свои, приходить на помощь близким и посторонним людям. К сожалению, надо отметить, что такая личностная позиция в последнее время стала многими приниматься как норма. Вместе с тем, «решающим для любого общества является вопрос: какой вид единства и солидарности оно устанавливает и может поддерживать в условиях данной социоэкономической структуры» [1].  Отрицать существование в сегодняшнем обществе эмпатии разумеется, нельзя – среди людей все же достаточно тех, кто способен сопереживать и помогать, думать не только о себе и собственных интересах, но и о других. Однако нельзя не отметить, что подобная характеристика просоциального поведения человека, как эмпатия, в современном обществе нередко воспринимается даже ее обладателями как препятствующая составляющая на пути к достижению поставленных целей. Разумеется, счесть подобную ситуацию нормой нельзя.

В противоречивых социально-экономических условиях и соответствующих им рыночных отношениях, дисбаланса в структуре институтов общества и других обостряющихся в обществе противоречиях возрастает социальная дифференциация ценностей, поведения и отношений среди людей, наблюдается кризис человеческого понимания, соучастия и сопереживания. Закономерно в таких условия обозначить вопрос об истоках отчужденности и безразличия, о причинах и предпосылках исчезновения

доброжелательного эмоционального отношения людей друг к другу. В связи с этим проблема эмпатии как проблема сочувствия и сопереживания становится крайне актуальной для нашего времени и общества [2].

Особенную  актуальность эта проблема приобретает в период профессионального становления будущих специалистов, так как именно в этот период мотивируется профессиональное самоопределение личности.

Существующие исследования эмпатии таких авторов, как А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, И.С. Кон, Ю.А. Менеджерицкая, Н.Н. Обозов,  Ч. Осгут,  А.М. Прихожан, К. Роджерс, Г. Салливан, Э. Титченер, Ф. Хайдегер, Р. Хенви,  Н.А. Щербакова и других, свидетельствуют о том, что развитие и изменение характеристик эмпатии обуславливается изменениями в  системе отношений одного человека к другому, уровнем развития  эмоциональности личности, человеческого воображения, параметрами социальных ситуаций развития, влиянием на человека эмоционального общения с родителями, близкими, друзьями и т.д.

Рассмотрим различные подходы к определению самого термина «эмпатия». Так, по мнению Ильина Е.П., эмпатия как сочувствие, сопереживание есть предрасполагающее свойство личности, которое характеризует способность данной личности к альтруистическому пове¬дению. При таком определении очевидно, что чем более человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность прийти на помощь другим в конкретных жизненных ситуациях.

Грошев И.В. описывает эмпатию как определенную психическую способностью и даже потребность для ряда людей. Существование у личности данной способности, по его мнению, обуславливается тонкостью личностного сенсорного восприятия и, в первую очередь, особенностями эмоционально-образного восприятия окружающего мира. В подобном ключе можно предположить наличие взаимосвязи между механизмами эмпатии и механизмами установки, сформулированными Д.Н. Узнадзе.

Известно большое количество подходов к исследованию эмпатии:

• относительно ее осознанности (осознаваемой и бессознательной частей),

• касательно происхождения эмпатии (рассуждения о том, генетически она обусловлена или же представляет собою социальную необходимость для личности),

• относительно статуса (эмпатия как состояние, процесс или же свойство личности),

• относительно видов эмпатии,

• относительно гендерных особенностей ее проявления,

• касательно возможности развития эмпатии.

Принято выделять 2 вида эмпатии. Первый – это эмоциональная эмпатия, непосредственный эмоциональный отклик. К примеру, ситуация, когда человек видит ребенка, испытывающего боль, и тоже чувствует боль, и будет эмоциональной эмпатией – личность зеркально отражает чужие эмоции.

Другой вид эмпатии - когнитивная эмпатия, т.е. способность принимать точку зрения другого человека, умение увидеть мир его глазами.

Содержание эмпатийного потенциала будущего профессионала охватывает:

• рациональные каналы эмпатии, то есть умение направлять свое внимание на состояния, проблемы, поведение других людей;

• эмоциональные каналы эмпатии, которые дают личности возможность обнаруживать эмоциональные резонансы с окружающими людьми;

• интуитивные каналы эмпатии, которые призваны обеспечивать содействие при условии дефицита исходных данных, какой-либо  информации о другой личности, т.е. формирующие сопереживание на основе собственного опыта личности, с опорой на подсознание и т.д.

• ряд установок, способствующих эмпатии и облегчающих воздействие всех эмпатических каналов;

• проникающая способность эмпатии – такое свойство личности, которое позволяет создавать атмосферу открытости, доверительности, доброжелательности.

Известно, что мотивация руководит поведением людей с учетом удовлетворения разного рода их потребностей. Доминирующие личностные люди постоянно переносят на все виды своей деятельности, в частности, в сферу профессиональную. Стало быть, имеет смысл вести речь не только о личностной или профессиональной мотивации, но также и о внутриличностной. Так, если человек по внутренним причинам определил для себя направление карьеры, профессиональной деятельности, можно считать, что личность сознательно и бессознательно полагает, что именно данный вид деятельности будет способствовать удовлетворению базовых потребностей человека, его бессознательных неудовлетворенных желаний (З. Фрейд, А. Маслоу). Относительно влияния уровня эмпатии на уровень мотивации можно обозначить противоположные позиции – так, есть мнение, что эмпатия мешает в мотивации, т.е. для полного профессионального погружений личности не нужно «отвлекаться» на эмпатию; альтернатива – эматия и мотивация прямо пропорциональны, т.е. способность к сопереживанию помогает личности изыскивать мотивацию.

Готовность к выбору и удовлетворенность выбором определяются следующими важнейшими, по-настоящему ключевыми характеристиками личностного потенциала:

• жизнестойкостью,

• самодетерминацией,

• толерантностью к неопределенности,

• витальностью,

• самоэффективностью.

Перечисленные характеристики личности отражают ее склонность принимать риск и отыскивать основания для принятия решения внутри себя вместо того, чтобы следовать внешним «подсказкам» или стремиться уйти от выбора в как такового [3].

Известно, что эмпатия является одним из активно используемых понятий для описания процесса понимания человеком других людей. Человек, обладающий навыками эмпатии, может мысленно идентифицировать себя с другим, понять его переживания, разделить его чувства. При таком механизме эмпатийного действия усматривается его сходство с процессом рефлексии, стало быть, можно вести речь о генетическом родстве эмпатии и рефлексии.

В современной психологии рефлексия признана важнейшим компонентом сознания человека - как форма психической активности она характеризует уровень сознания личности. Сегодня многие исследователи рассматривают рефлексию как особую психическую функцию, выступающую одновременно методом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что определяет пластичность и адаптивность личности (Карпов А.В., Скитяева И.М., 2002). Качественные изменения сознания личности, которые были инспирированы трансформациями современного мира на рубеже 20-21 веков, делают особенно актуальным изучение рефлексии как функции, способной обеспечить высокий уровень адаптации человека к требованиям общества и позволяющей реализовывать мирные формы взаимодействия между разными типами культур, представителями разных религиозных конфессий, профессиональных групп и т.д. Очевидно, что при таком подходе налицо близость эмпатии и рефлексии – если человек способен сопереживать и ставить себя на место другого, очевидно, что он будет более расположен к рефлексии; и наоборот, личность, способная к рефлексии, т.е. обладающая функцией «выхода за собственные» пределы, будет более способна и к эмпатии.

А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин рассматривают акмеологические факторы как основные детерминанты, имеющие характер движущих сил, главные показатели профессионализма. Ориентируясь на системную методологию, можно выделить следующие факторы:

• высокие личностно-профессиональные стандарты,

• высокий уровень мотивации,

• наличие потребности личности в достижениях и ее стремление к самореализации;

• уровень престижа профессионального мастерства;

• высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации;

• стрессоустойчивость, развитая психомоторика, высокий уровень внимания и др.),

• различного рода единичные факторы, которые находят своё отражение в проявлении индивидуальных способностей в профессиональном развитии и деятельности.

Как видно из анализа списка, перечень имеет ряд общих черт с рассмотренными выше составляющими эмпатийного развития.

Подводя итоги, необходимо отметить, что, как показывает анализ исследовательских работ, имеет место связь эмпатии и мотивации профессионального развития, особенно на стадии становления будущего профессионала; определенную роль в данном процессе играет также и рефлексия. Исследования подтверждают, что эмпатия является важной составляющей в мотивации.

Литература

1. Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности // автореферат … канд.пс.наук.

2. Жданова Л.Г. Индивидуально-психологическая актуализация эмпатийного потенциала будущего профессионала

3. Личностный потенциал: структура и диагностика. Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011.

4. Тавтилова Н. Н. Личностный потенциал как фактор успешной реализации кадровой стратегии. // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013. — С. 98-103.

5. Акмеология: Учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб: Питер, 2003.

© 2018 «НИГПИЛ».

   Тел.: +7 (925) 520-69-87 / info@nigpil.ru

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon